пятница, 15 мая 2020 г.

Смерть князя Андрея: Глава 32, том 3, часть 3; главы 14-16, том 4, часть1

Заметки об одном сокровенном толстовском эпизоде
32 глава. Том 3, часть 3.
Обратите внимание,
что для кн.А прошло 7 дней с того дня, когда он видел Анатоля, и в полном беспамятстве. Однако, несмотря на безнадежность своего положения после ранения в живот, кн.А не забыл своих мыслей и готов жить, чтобы довести их до конца, выстроить здание из иголок и лучинок. И до самой смерти он строит, вернее, достраивает это здание, которое (он уверен в этом!) связано с Евангелием.
Теперь кн.А живёт вне материальной жизни, и даже встреча с Наташей-сфинксом радует его, как ещё одно проявление недоступной людям божеской любви, которая есть жизнь и которая неизменна.

Обратите внимание, что в конце главы ни Наташа, ни кн.А даже не думали о возможности возобновления отношений: "вопрос жизни или смерти" важнее.


Обратите внимание на музыку и звуки; на муху, прусаков, доктора.

Обратите внимание, как Наташа сразу угадала, что с кн.А., как она тверда и искусна в уходе за раненым.

Глава 14, том 4, часть 1
Обратите внимание, как враждебна Марья Болконская ко всем в доме Ростовых и как сразу открыта Наташе.
Она чувствовала, что все поймет и все узнает... Всю истину, которую нельзя сказать. Взглянув на Наташу, она все поняла.

Обратите внимание, что Толстой выделяет ЭТО случилось. Вы увидите, какой он стал: ЭТО случилось два дня назад. Он не может жить, он слишком хорош, не может жить... потому что...

Обратите внимание, встретившись с ним взглядом, Марья почувствовала себя виноватой, и кн.А смотрит не из себя, а в себя.

Обратите внимание, кн.А. по-светски любезен по-прежнему, но ему всё труднее отрываться от того, что теперь открыто его внутреннему взору, для мира живых, эта страшная для живого человека отчуждённость от всего мирского.
Кн.А теперь всё равно, потому что ему теперь незачем жить, ему открыто что-то другое, важнейшее.


Глава 15 Том 4, часть 1

Обратите внимание, эпизод очень яркий начинается «Когда привели к кн.А Николушку...»

Мари, ты знаешь Еван...
Ничего. Не надо плакать здесь. Кн.А думает, что им это должно казаться жалко, а как это просто: птицы небесные...
Все наши мысли, которые кажутся нам так важны, они - не нужны. Мы не можем понимать друг друга.
И замолчал.

Обратите внимание, Толстой пишет, что семилетний Николенька ничего не знал ещё, но понял значение этой сцены лучше... И привязался к Наташе.
Глава заканчивается так:
Вечное и непостижимое было теперь ощутительно над умиравшим человеком.


Глава 16. Том 4, часть 1
Обратите внимание, Толстой подчеркивает, что кн.А не переставал ощущать грозное и вечное далёкое в продолжение всей жизни и что теперь по странной лёгкости бытия оно стало близким, почти ощущаемым.

Обратите внимание, когда он очнулся после раны, страх смерти исчез и распустился цветок любви, и он уже не боялся смерти и не думал о ней.

Обратите внимание,
пробуждение от жизни была по длительности подобно пробуждению ото сна по отношению к временной протяженности сна.

Обратите внимание
, Толстой использует традиционный барочный силлогизм «Жизнь – сон»: Кн.А снится сон, что он боится смерти (хотя уже не боится), силится не пустить страшное ОНО, но обе створки открываются, не удержать, и во сне кн.А умирает, и, сделав усилие, пробуждается ото сна.
То есть – от жизни, теперь он открыт неведомому, в жизни ничего нет. Я умер – я проснулся, говорит кн.А.
ЭТО случилось за два дня до приезда его сестры. Физически он живет, но лишь для того, чтобы дать близким представление о вечном далеком и непостижимом, которое так влекло его и не оставляло и которое теперь стало им самим.
Оно чуждо жизни, оно любовь божеская, и оно – смерть, но не как конец жизни, а как пробуждение от оков жизни для истины вечной и неизменной
Обратите внимание, фаза пробуждения от жизни равна фазе пробуждения ото сна, как если жизнь – сон, а смерть – пробуждение.

Дальше только цитировать

Почему погиб Андрей Болконский?

Комментариев нет:

Отправить комментарий