понедельник, 11 ноября 2019 г.

Сочинение на тему "Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?"


Слова Канта интересны тем, что надежды названы пустыми. Интересно понять, почему Иммануил Кант назвал пустыми именно надежды (странно, ведь говорят, что надежда умирает последней, что надежда сестра веры и любви). Когда человек надеется? Вероятно, всегда: надеяться свойственно человеку; всем знакомы выражения "надеяться на лучшее", надежда умирает последней", "надежда на спасение". Надежда противопоставленна отчаянию и унынию и в одном ряду с верой.


Кант, видимо, имел в виду не надежду, связанную с верой, а надежду пустую, тщеславную, такую надежду без веры Кант и назвал "пустой". Я понимаю так, что эта фраза Канта по смыслу равна высказыванию Чехова, что человек должен быть верующим или ищущим веру, иначе он пустой человек. То есть выходит, что пустая надежда возможна лишь у пустого человека.

Насколько я помню, Кант был убежден, что человек должен жить ради высокой недостижимой цели, только такая цель может дать искомый смысл жизни. Значит, пустая надежда в его высказывании может обозначать вовсе не несбыточную надежду, а, наоборот, сбывающуюся, без веры, без высокого смысла - пустую! Получается, что пустой может быть только надежда без цели или надежда без смысла, как, например, есть пустые слова или пустые обещания.

То, что, от таких пустых надежд человек, по словам Канта, именно "сохнет", а не, скажем, "гибнет" или "увядает" можно понимать просто как метафору.

Пустая надежда, или, по-другому, напрасная, тщетная и тщеславная, надежда без веры, без цели и смысла - это надежда сбывающаяся, мелкая, недостойная. Значит, человек сохнет, оскудевает, мельчает от безверия, от отсутствия цели или, иначе говоря, от надежд без веры, веры в спасение. Такой человек мельчает, становится меньше себя, теряя человеческое, утрачивая божественное. О таких говорят "конченый человек", "нелюдь". Получается, что человек с пустой надеждой, иссыхая, теряя человеческое, становится человеком без надежды. Пример такого человека - Дмитрий Ионович Старцев, или просто "Ионыч", герой одноименного  рассказа Чехова: в начале рассказа это молодой врач, подающий большие надежды, открытый простым человеческим чувствам и радостям, в финале - безнадежный брюзга, забывший и любовь, и надежду, и веру, утративший последнее человеческое "языческий бог". Жизнь Ионыча скудна, Дмитрий Старцев без веры, без цели, без надежды "высох", духовно оскудел (о судьбе человека без веры и надежды размышляет также Булгаков: Иешуа говорит Понтию Пилату, что жизнь прокуратора скудна, потому что он окончательно потерял веру в людей).

Итак, выходит, что пустая надежда сушит, как, например, в рассказе Чехова "Черный монах" Коврин иссушил себя, сошел с ума от пустой надежды на собственную гениальность, а Треплев, начинающий писатель из чеховской "Чайки" кончает с собой, обнаружив, что, пытаясь познать мир, в итоге схватил пустоту.
Многими героями Чехова движут пустые надежды: такова Ольга Ивановна из "Попрыгуньи", таковы ее муж Дымов и ее любовник Рябовский, таковы оба Чимши-Гималайские и Алехин из "маленькой трилогии". Вообще все герои Чехова (в "Чайке" Сорин называет себя "человек, который хотел...") - люди несбывшихся надежд, утраченных иллюзий.

Понять смысл высказывания Иммануила Канта можно иначе, рассмотрев ситуацию, когда любые надежды оказываются пустыми, напрасными: это ад, когда спастись никак нельзя. О том, что в аду нельзя, физически невозможно надеяться, становится понятно, когда читаешь "Колымские рассказы" Шаламова:  Доходяге смертельно опасно всё, что прямо не связано с выживанием. Буквально опасно. Эмпатия, надежда, любовь - всё человеческое является прямой угрозой жизни: "оставь надежду, всяк сюда входящий"!

В прозе Шаламова надежде нет места, в аду нет надежды: так, например, в рассказе "Детские картинки" главный герой-повествователь поздно подходит к мусорной куче (где, если повезёт, можно найти среди мусора полезные вещи и обменять их на еду) и находит лишь ученическую тетрадку с детскими картинками, вспоминает свое детство и с удивлением обнаруживает, что в тетрадке только заключённые и конвоиры, колючая проволока и заборы. Рассказ заканчивается тем, что со словами "газету на курево лучше б искал!" другой зек-доходяга вырывает у героя тетрадку, бросает на мусорную кучу, и тетрадка с детскими картинками покрывается инеем.

Среди колымских рассказов Шаламова есть и такой: героя признают негодным для работы в забое и отправляют обдирать стланик (хвоя, якобы для витаминов). Герой идёт еле-еле, еле-еле обдирает замерзшими пальцами хвою и чувствует, как радостную неожиданность одиночество и горную тишину, как будто всё дурное исчезло в мире, снежную тропинку, ведущую куда-то высоко в горы.

Рассказ называется "Кант": этот лагерный термин означает временный отдых.
670 слов

Комментариев нет:

Отправить комментарий