пятница, 15 января 2021 г.

Разграничение союзов и союзных слов

Разграничение союзов и союзных слов

1) Если перед омонимичным словом стоит предлог, то перед нами союзное слово.

Напр.: Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же (Н. Гоголь).

2) Если слово-омоним заменяется синонимичным союзом, то это союз, а если союзным словом, то это союзное слово.

Ср.: Зачем ты делаешь вид, что (будто) спишь? (что – союз). – Дай мне книгу, что (которая) лежит на столе (что – союзное слово).

3) Союз иногда можно опустить, и смысл предложения в основном сохраняется; союзное слово опустить нельзя.

Ср.: 1) По радио сообщили, что завтра будет тепло. – По радио сообщили: завтра будет тепло. 2) Я не знаю, куда он уезжает. – Я не знаю, (куда? когда? почему?) он уезжает.

4) Придаточное предложение, которое присоединяется к главному предложению союзным словом, может быть преобразовано в самостоятельное вопросительное предложение. Придаточное предложение, которое начинается союзом, подобную трансформацию не допускает.

Ср.: 1) Трудно вспомнить, что я чувствовал в тот момент. – Что я чувствовал в тот момент? (что – союзное слово). 2) Трудно было поверить, что это правда. Трансформация невозможна (что – союз).

5) Придаточное предложение, которое начинается союзным словом, может быть преобразовано в сложносочиненное предложение с союзом и с присоединительным значением. 

Напр.: Этот фильм понравился всем, чего и следовало ожидать. – Этот фильм понравился всем, и этого следовало ожидать. Придаточное предложение, которое связано с главным предложением посредством союза, такого преобразования не допускает.

6) К союзному слову можно присоединить усилительные частицы же, именно, а к союзу – нельзя. 

Ср.: Он никак не мог узнать, когда (когда же, когда именно) придет поезд (когда – союзное слово). – Он очень обрадовался, когда наконец пришёл поезд (когда – союз).

7) На союзное слово, в отличие от союза, часто падает логическое ударение

Ср.: Я не слышал, что он сказал (что – союзное слово). – Я знаю, что он придёт (что – союз).

8) Союзы не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения). Союзные слова являются членами придаточного предложения

например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).

9) Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием

ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.

10) Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.

 

 

11) Помимо указанных выше способов разграничения союзов и союзных слов следует учитывать следующее.

КОГДА

Когда является союзом в придаточном времени (Отец мой скончался, когда мне был шестнадцатый год. Лесков) и в придаточном условия (Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! Гоголь).

Когда является союзным словом в придаточном дополнительном (Я знаю, когда он вернётся) и в придаточном определительном (Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда; когда в определительном придаточном можно заменить основным для этого придаточного союзным словом который, ср.: Тот день, в который мы встретились впервые, я не забуду никогда).

КАК

Как является союзом во всех обстоятельственных придаточных, кроме придаточных образа действия и степени

(ср.: Служите мне, как вы ему служили (Пушкин) – придаточное сравнительное; Как душа черна, так мылом не смоешь (пословица) – придаточное условия; можно заменить: еслидуша черна. – Делай так, как тебя учили – придаточное образа действия и степени).

Особенно внимательно разбирайте придаточные дополнительные (ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ): в них как и что могут быть как союзами, так и союзными словами.

Ср.: Он сказал, что вернётся к ужину (что – союз). – Я знаю, что он будет делать завтра (что – союзное слово); Я слышал, как за стеной плакал ребёнок (как – союз). – Я знаю, как она любит сына (как – союзное слово).

В придаточном изъяснительном (дополнительном) союз как можно заменить союзом что,

ср.: Я слышал, как за стеной плакал ребёнок. – Я слышал, что за стеной плакал ребёнок.

ЧТО

2) Чем является союзом в двух случаях:

а) в составе двойного союза чем... тем:

Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;

б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе.

Он оказался выносливее, чем мы думали; Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).

СОЮЗНЫЕ СЛОВА

3) Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.

Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.

При разборе придаточного предложения как простого очень часто допускается следующая ошибка: значение придаточного переносится на значение союзного слова. Чтобы не допустить такой ошибки, попробуйте заменить союзное слово соответствующим указательным словом и определить, каким членом предложения это слово является.

Ср.: Я знаю, где он прячется. – Там он прячется.

Союзные слова который, какой, чей в определительном придаточном можно заменить существительным, к которому относится это придаточное.

Ср.: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила (Герман). – Сказку мама любила; Стюарт Яковлевич – такой управитель, какого и на свете нет. – Такого управителя и на свете нет.

Возможна и обратная ошибка: значение союзного слова переносится на значение придаточного. Чтобы не ошибиться, ставьте вопрос от главного предложения к придаточному.

Я знаю (что?), когда он вернётся; Я знаю (что?), где он был – придаточные дополнительные; Он вернулся в город (в какой город?), гдепровел юность; Тот день (какой день?), когда мы познакомились, я не забуду никогда – придаточные определительные.

Кроме того, в определительном придаточном союзные слова где, куда, откуда, когда можно заменить союзным словом который.

Ср.: Он вернулся в город, где провёл юность. – Он вернулся в город, в котором провёл юность; Тот день, когда мы познакомились, я не забуду. – Тот день, в который мы познакомились, я не забуду.

 

Про отличия определительных придаточных от изъяснительных и обстоятельственных см. здесь: Типы придаточных

Комментариев нет:

Отправить комментарий