вторник, 22 декабря 2020 г.

28 вопросов по "Дракону" Шварца

Обратите внимание, Ланцелот обращается "живая душа, откликнись", а кот говорит, что "отдыхает душой". Как мотив души раскрывается в дальнейшем?

Обратите внимание, Кот говорит, что у Эльзы "мягкие лапки". Что это означает? Кто еще будет называть руки Эльзы лапками? Как изменится смысл?

Кот говорит: "Самое печальное в этой истории и есть то, что они улыбаются". Раскройте смысл отношения к дракону в контексте пьесы.

Почему кота зовут Машенька?

Каких два добрых дела совершил Дракон за 400 лет, по мнению Шарлеманя?

Шарлемань говорит, что "господин дракон так давно живет среди людей, что иногда сам превращается в человека и заходит к нам в гости по-дружески", а Кот, что "у него три башки. Он их и меняет, когда пожелает".  Как этот мотив раскрывается в связи с Бургомистром?

"Улетел! Что я наделал! Ах, что я наделал! Я старый, проклятый себялюбец. Но ведь я не мог иначе!" - за что Шарлемань корит себя?

Почему Эльза спокойно идет на смерть?

Обратите внимание на слова Эльзы. Почему она считает, что ей лучше умереть?

Ланцелот . Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение. Но мы все это исправим. 

Эльза . Не надо. Если верно то, что вы говорите обо мне, значит, мне лучше умереть.

Почему жители города не хотят бороться с Драконом? Назовите три причины.

Почему Эльза взяла нож и сказала, что постарается убить Ланцелота?

Почему Бургомистр прикидывается сумасшедшим?

Обратите внимание, что Бургомистр говорит о правде. Что является правдой по Шварцу?

Ну что ты, сыночек, как маленький, — правду, правду… Я ведь не обыватель какой-нибудь, а бургомистр. Я сам себе не говорю правды уже столько лет, что и забыл, какая она, правда-то. Меня от нее воротит, отшвыривает. Правда, она знаешь чем пахнет, проклятая? Довольно, сын. Слава дракону! Слава дракону! Слава дракону! 

Почему собаки просили не называть их имена? За что Ланцелот так ценит собак?

Ланцелот говорит: "Боязливые жители вашего города травили меня собаками. А собаки у вас очень толковые. Вот с ними я и подружился. Они меня поняли, потому что любят своих хозяев и желают им добра. Мы болтали почти до рассвета"

Как Генрих относится к Эльзе? Почему он считает себя настоящим победителем Дракона?

Почему у Эльзы горят щеки после разговора с Генрихом? Какое решение приняла Эльза после разговора с Генрихом?

Эльза мечтает, вспоминая, что "садовник вырастил чудесные анютины глазки, которые щурятся, подмигивают и даже умеют читать, если буквы крупные и книжка кончается хорошо". Какие еще "милые чудеса" встречаются вгороде?

Почему подруги Эльзы мешали беседе с Ланцелотом?

Как изменила Эльзу любовь?

Эльза . Ни слова больше! Неужели ты думаешь, что я позволю тебе ругаться теперь, после того как он поцеловал меня? Я люблю его. И он убьет тебя. 

Музыкальных дел мастер дал Ланцелоту музыкальный инструмент. Какую роль музыкальный инструмент сыграет в конце второго действия пьесы?

Вспомните диалог Кота и Осла, они очень разные, но что их объединяет?

Во время боя на площади появляется Шарлемань. Почему горожане не узнают и не понимают его?

Обратите внимание, как меняются подруги Эльзы и горожане в течение боя. Что с ними происходит?

1-я подруга . Я забыла у Эльзы свои перчатки. Но мне все равно теперь. Я так устала от этой войны, что мне ничего не жалко. 

2-я подруга . Я тоже стала совершенно бесчувственная. Эльза хотела подарить мне на память свои новые туфли, но я и не вспоминаю о них.

Шарлемань . Нет, но я растерялся. Сначала вы не узнавали меня без всякого притворства. Я знаю вас. А теперь так же непритворно вы радуетесь мне. 

Садовник . Ах, господин Шарлемань. Не надо размышлять. Это слишком страшно. Страшно подумать, сколько времени я потерял, бегая лизать лапу этому одноголовому чудовищу. Сколько цветов мог вырастить! 

Почему Мальчик радуется:  "Мама, теперь, наверное, не будет занятий в школе! Ура!"?

Шарлемань говорит: "Ах, боже мой! Как мы беспомощны! То, что город наш совсем-совсем такой же тихий и послушный, как прежде, — это так страшно. Как изменился город за год после смерти Дракона?

Эльза . Друзья мои, друзья! Зачем вы убиваете меня? Это страшно, как во сне. Когда разбойник занес над тобою нож, ты еще можешь спастись. Разбойника убьют, или ты ускользнешь от него… Ну а если нож разбойника вдруг сам бросится на тебя? И веревка его поползет к тебе, как змея, чтобы связать по рукам и по ногам? Если даже занавеска с окна его, тихая занавесочка, вдруг тоже бросится на тебя, чтобы заткнуть тебе рот? Что вы все скажете тогда? Я думала, что все вы только послушны дракону, как нож послушен разбойнику. А вы, друзья мои, тоже, оказывается, разбойники! Я не виню вас, вы сами этого не замечаете, но я умоляю вас — опомнитесь! Неужели дракон не умер, а, как это бывало с ним часто, обратился в человека? Только превратился он на этот раз во множество людей, и вот они убивают меня. Не убивайте меня! Очнитесь! Боже мой, какая тоска… Разорвите паутину, в которой вы все запутались. Неужели никто не вступится за меня? Мальчик . Я бы вступился, но мама держит меня за руки.  

Расскажите о Жалобной книге, что в Черных горах

Почему Ланцелот назвал Генриха первым учеником? Что это значит?

Генрих . Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили. 

Ланцелот . Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?

Как вы понимаете смысл финала?

Садовник.  Но будьте терпеливы, господин Ланцелот. Умоляю вас — будьте терпеливы. Прививайте. Разводите костры — тепло помогает росту. Сорную траву удаляйте осторожно, чтобы не повредить здоровые корни. Ведь если вдуматься, то люди, в сущности, тоже, может быть, пожалуй, со всеми оговорками, заслуживают тщательного ухода. 

1-я подруга. И пусть сегодня свадьба все-таки состоится. 

2-я подруга. Потому что от радости люди тоже хорошеют. 

Ланцелот. Верно! Эй, музыка! Гремит музыка. Эльза, дай руку. Я люблю всех вас, друзья мои. Иначе чего бы ради я стал возиться с вами. А если уж люблю, то все будет прелестно. И все мы после долгих забот и мучений будем счастливы, очень счастливы наконец!

Комментариев нет:

Отправить комментарий