вторник, 26 января 2021 г.

Про ЕГЭ-сочинение от Могу писать

 Задание 27. Сочинение

Из хороших новостей: за задание 27 в 2021 году можно получить 6 баллов (вместо пяти в 2020). С чем связана подобная щедрость? Прежде всего изменилась формулировка задания – это связано с критериями оценивания К2

Да, с этим надо было что-то делать. Эксперты устали от предложения "оба примера, дополняя друг друга..." Теперь выпускнику предлагают не только выявить смысловую связь между примерами-иллюстрациями, как раньше, но ещё и указать и проанализировать её: 

«Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её». 

Что это означает на практике? Стало понятно, что подразумевало слово «выявить». Перед экзаменом -2020 в сети Интернет произошёл информационный вброс, который озадачил многих выпускников. За несколько часов до экзамена вдруг выяснилось, что связка «примеры дополняют друг друга» засчитана не будет. Ссылка была дана на И.П.Цыбулько, которая сказала об этом на вебинаре, посвящённом оцениванию работ ЕГЭ. Мелким шрифтом, правда, было дано пояснение, что связка эта не будет засчитана в том случае, если выпускник никак не раскроет фразу, т.е. не укажет, а в чём, собственно, примеры друг друга дополняют. Но на это уточнение мало кто обратил внимание. 

И вот теперь формулировка задания стала более конкретной. В 2021 году ученик должен не только точно (потому что за неверный ответ сразу снимают балл) обозначить смысловую связь между примерами (противопоставление, причина – следствие и т.д.), но и ещё и написать, в чём конкретно эта связь проявляется, то есть проанализировать её. Немного не ясно, можно ли исхитриться проанализировать смысловую связь, но не указать её и за что вообще будут давать первый балл за связку, но всё же критерий К2 теперь нам нравится больше.

Теперь К2 в критериях оценивания можно представить таким образом:

Пример 1

Пояснение 1

Пример 2

Пояснение 2

Указание 

на смысловую связь

Анализ смысловой связи

Фактические 

ошибки   

Количество баллов

+

+

+

+

+

+

-

6

+

-

+

+

+

+

-

5

+

+

+

-

+

+

-

5

+

+

+

+

-

+

-

5

+

+

+

+

+

-

-

4

+

+

+

+

-

-

-

4

+

-

+

-

+

+

-

4

+

-

+

+

+

-

-

3

+

+

+

-

+

-

-

3

+

+

+

-

-

-

-

3

+

-

+

-

-

+

-

3

+

-

+

-

+

-

-

2

+

-

+

-

-

-

-

2

+

+

-

-

-

-

-

2

-

-

+

+

-

-

-

2

+

-

-

-

-

-

-

1

-

-

+

-

-

-

-

1


+

++  ++  ++0

-

-

-

-

-

-

+

0

Ноль баллов за К2 выпускник получит также за то, что проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. Эти основания для оценивания оставлены без изменений.

Как именно надо будет пояснять смысловую связь, узнать нам ещё предстоит. Ждём выступления И. Цыбулько. Но не исключено, что в итоге всё опять сведётся к обязательному употреблению универсальной шаблонной фразы.

Задание 27 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Также был уточнён критерий К4 «Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста». Теперь выпускник должен понимать, что рискует баллом, если просто согласится или не согласится с автором. Впрочем, в 2020 году это тоже было, но по версии 2021 года критерий подразумевает наличие формулировки и обоснования собственного отношения к позиции автора (при этом проблему всё время нужно удерживать в уме, чтобы не отвлечься от главного!) 

ПРО ЕГЭ-СОЧИНЕНИЕ КРАТКО!

А вот это плохо...

И самое главное, чем «порадовали» разработчики заданий – это, конечно, честное предупреждение о том, что «в демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы». Т.е ориентируйтесь на спецификацию и читайте внимательно, что просят найти/сделать. Совершенно не исключён вариант сюрприза в виде изменённой на «боевом» экзамене формулировки.

Сочинение и шаблоны-убийцы

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку 2019. Новые правила

Как создать смысловую связь между примерами в сочинении ЕГЭ

Сочинение на ЕГЭ 2019. Как собрать полный балл

ЕГЭ по русскому языку 2021. Что изменилось.


Комментариев нет:

Отправить комментарий