- Сравнив
хронологическую и сюжетную последовательность событий рассказа «Легкое
дыхание», сделайте вывод о сюжетно-композиционном строении новеллы.
Запишите, процитировав, элементы сюжета, в которых обнаруживается завязка,
кульминация и развязка основного конфликта.
- На
какие две неравные части делится рассказ «Солнечный удар»? Чем это
обусловлено? Что в первой части указывает на будущий основной конфликт
второй части (процитируйте)? Что во второй части, в деталях внешней
изобоазительности соответствует безмятежности первой части?
- Сравните
финалы рассказов. Как вы понимаете их смысл? Почему «смерть Оли
Мещерской пленила…» классную даму
«новой мечтой»?
- Почему
поручик не стал разыскивать город «прекрасной незнакомки»? Найдите
подтверждение своей мысли в рассказе.
- Город
незнакомки показался поручику «заповедным городом». Что в рассказах «Сны
Чанга», «Братья», «Господин из Сан-Франциско» соответствует этому
определению?
- «Проснись,
проснись! – кричали в нем тысячи беззвучных голосов… Стряхни с себя
обольщения.., сон этой краткой жизни…». Кто из героев Бунина следует этому
зову? Ответ аргументируйте. Что мешало герою Л.Н. Толстого проснуться ото
сна жизни?
- Раскройте
смысл образа океана в рассказах Бунина.
Вопросы по рассказу Бунина
«Цифры»
1.
—
Расскажите, о чем повествуется в произведении И. А. Бунина «Цифры».
2.
—
Какие персонажи действуют в этом рассказе? Кто они? (Мальчик Женя, его
дядя-рассказчик, мама и бабушка.)
3.
— От
чьего имени ведется повествование? (Взрослый герой-рассказчик — дядя мальчика,
о жизни которого и повествует взрослый.)
4.
— Что
вы можете сказать о его возрасте, об отношении к жизни и к маленькому герою
произведения?
5.
— Кто
является главным героем рассказа «Цифры»? Как вы об этом догадались? Как зовут этого
героя?
6.
—
Почему дядя мальчика не стал сразу «показывать цифры» племяннику? Каковы были
причины переноса занятий «на завтра»?
7.
— К
чему это привело?
8.
—
Опишите сцену в столовой за вечерним чаем, приведшую к ссоре.
9.
— Как
эта сцена характеризует мальчика? Нравится ли вам его поведение? Обоснуйте свой
ответ.
10.
—
Почему взрослые, на ваш взгляд, не могли справиться с шалуном? Что, по-вашему,
необходимо было сделать?
11.
—
Можете ли вы объяснить мотивы поведения мальчика? Дядя считал, что тот бегал,
прыгал и кричал «от полноты жизни». Только ли от этого?
12.
— Кто
был зачинщиком ссоры? Почему его трудно простить взрослым?
13.
—
Почему взрослые постоянно перебарывают себя, стараясь не показать Жене, как они
его любят, несмотря на его безобразное поведение? Правильно ли это?
14.
—
Правильно ли, с вашей точки зрения, вели себя взрослые? Помогает ли в
человеческих взаимоотношениях «метод шантажа» (бабушка)? Шантаж
(фр. chantage) — запугивание путем угрозы разглашения позорящих (действительных
или сфабрикованных) сведений, расправы с близкими с целью вымогательства
каких-либо выгод; преступление, состоящее из подобных действий.
15.
— Как
вы полагаете, почему мальчик Женя так страстно хотел научиться «писать цифры»?
Зачем ему счет?
16.
— Как
характеризует ребенка такая жажда знаний?
17.
—
Почему взрослые не поняли Женю? Почему не загрузили, как вы говорите, занятиями
вместо нравоучений? Порассуждайте на эту тему.
18.
— Что
помирило дядю и племянника и почему?
19.
—
Подумайте, какова главная мысль произведения, т. е. его идея? Для чего Бунин
создал этот рассказ? Что он хотел объяснить своим читателям?
Комментариев нет:
Отправить комментарий