Страницы

Страницы

среда, 20 ноября 2024 г.

Итоговое сочинение на тему "Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?"

Помню, когда в 9 классе, читая "Героя... ", натолкнулся на этот афоризм, то очень расстроился: все мои дружбы оказывались не в мою пользу. Рабом же я себя никак не мог назвать. Так же как и главным в дружбе. 

Этот афоризм Лермонтова довольно долго не давал мне покоя, пока не забылся. Категоричность классика, неоспоримость суждений великого человека повергали в уныние: неужели я только раб, послушный исполнитель чужой воли, несамостоятельный, безвольный, бесхребетный ведомый, человек-слабак?

четверг, 14 ноября 2024 г.

Ответы на вопросы об ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ 2024-25 от Рособрнадзора

На онлайн-консультации по подготовке к итоговому сочинению заместитель председателя Совета по вопросам проведения итогового сочинения Елена Ерохина рассказала обо всех аспектах работы и ответила на вопросы от школьников и учителей.

суббота, 9 ноября 2024 г.

ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЙ ЕГЭ 2025 И АЛГОРИТМЫ ИХ РЕШЕНИЯ Задание 16

Задание 16

"Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений".

Вопросы к последней главе "Капитанской дочки"

 Вопросы к последней главе:

1.       Как вы относитесь к Швабрину? Презираете, сочувствуете? Почему? Какое из предположений Гринева о причинах умалчивания Швабриным имени Маши Мироновой на следствии кажется вам наиболее верным? Почему?

2.      Как  относятся к Маше и какую оценку ей дают Савельич, родители Гринева, Императрица? Запишите эти оценки.

3.      Как родители Гринева приняли Машу? Что нового по сравнению с 1 главой можно сказать о родителях главного героя? Что сближает их с семьей Мироновых?

Вопросы к главам 12-13 "Капитанской дочки"

 Вопросы к 12 главе:

1.       Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину?

2.       Как вы расцениваете поступок Швабрина, открывшего Пугачеву имя Маши?

3.       Прокомментируйте палитру чувств, испытываемую Пугачевым, узнавшим об обмане Гринева, начиная со слов : «Пугачев устремил на меня огненные свои глаза».

4.       Как это ни странно, между Пугачевым и Гриневым можно найти нечто общее. Что роднит их, как вы думаете?

5.       Почему Гринев был уверен в том, что его родители - и отец, и мать – благосклонно примут Машу у себя дома? Как это характеризует и отца, и сына?

Вопросы к 8-11 главам "Капитанской дочки"

 Вопросы к 8 главе «Капитанской дочки»:

1. Какое внутреннее противоречие ощущает Гринев, размышляя, как ему следует действовать дальше?

2. Гринев присутствует на «странном военном совете».

А) Перечисли, что было, по-твоему, необыкновенного в увиденном им? 

Б)  Каков смысл и роль песни, исполняемой разбойниками?

В)  Как ты понимаешь выражение «пиитический ужас»? Какие чувства, по-твоему, испытывает Гринев, слушая эту песню? Почему?

воскресенье, 20 октября 2024 г.

Самостоятельная работа по 5-ти рассказам

Выберите рассказ, на материале которого будете писать. Подумайте над всеми вопросами к этому рассказу. Напишите рассуждение так, чтобы получился связный текст. Последний вопрос к рассказу необязательный.

суббота, 19 октября 2024 г.

Чем опасно равнодушие?

Чем опасно равнодушие?

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис) 3:15-22

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Лев Толстой (Из письма двоюродной тетке А.А. Толстой)

Через какие “лазейки” зло проникает в душу человека?

Через какие “лазейки” зло проникает в душу человека?

Через какие “лазейки” зло проникает в душу человека? Тема, видимо, предполагает, что душа человека – изначально добрая. При таком подходе можно говорить о «лазейках» зла. Значит, нужно представить изначально доброго человека. Если не брать во внимание так называемый первородный грех, то можно предположить, что лазейкой для зла может стать любое человеческое качество, любое человеческое проявление.

пятница, 18 октября 2024 г.

Типичные ошибки при написании итогового сочинения

·        Пересказ вместо аргументации

·        Чужие мысли вместо своих

·        Несвязный и запутанный текст

·        Клише и повторы

·        Некачественные аргументы

·        Невнимательная проверка 

вторник, 8 октября 2024 г.

Задания 16 - 21 с ключами и с пояснениями от Решу ЕГЭ

Задания 16 - 21 с ключами и с пояснениями от Решу ЕГЭ

Тип 16 

№ 51837

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

четверг, 19 сентября 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Паустовского о писателе Соболе и корректоре Благове

 

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?».

понедельник, 20 мая 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту блогера Вихорева о карандашах и ручках.

    Олег Вихарев – блогер – сравнивает российскую и европейскую систему школьного образования. Вернее, он рассуждает о том, к чему в итоге приводит российская традиция чистописания ручкой и европейская – карандашом. Вероятно, проблему, которую ставит в своей «педагогической поэме» Вихарев, можно сформулировать так: «Почему русский человек боится сделать ошибку, а европеец – нет?» Или так: «Почему карандаш лучше ручки?» Блогер Вихарев совсем не рассматривает, к каким возможным негативным последствиям может привести традиция писать карандашом; но с увлечением рассуждает о том, к чему приводит чистописание ручкой.

понедельник, 13 мая 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Искандера о груше в детском саду, Лене, тете Вере и об энергии стыда

    В представленном для анализа отрывке из повести    Фазиля Искандера рассматривается проблема взросления. 
    В этом художественном тексте уже взрослый Искандер рассказывает историю из своего детства, вспоминает свои собственные чувства и мысли, когда он, маленький мальчик, сначала просто хотел съесть грушу, упавшую с дерева и подкатившуюся к ногам чистенькой девочки с "прямо-таки ангельским личиком".
    Так начинается тот внутренний конфликт, который заканчивается бегством, а также принятым решением не спешить взрослеть, то есть входить в мир взрослых поступков и решений. 

пятница, 3 мая 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту современного писателя ЧеширКо о кузнеце и смерти.

    Рассказ Евгений ЧеширКо – современного писателя, обладателя литературной премии «Рукопись года – 2016» – представляет придуманный диалог некоего кузнеца Василия со смертью и поднимает проблему ответственности.

пятница, 26 апреля 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Константина Воробьева про песню об убитой чайке

    Отрывок из рассказа Константина Воробьева странным образом объединяет несколько тем.

    Начинается он с темы творчества: автор ищет «материал» для книги, а также необходимые для творчества условия жизни и условия для духа и души. Короче говоря, автору необходимо заклеить резиновую лодку, чтобы отправиться к озерам, где, по его словам, «ощущение мира обновлялось».

четверг, 18 апреля 2024 г.

Ответ на вопрос Задания 25 СтатГрад 18.04.24


25

Среди предложений 11–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

ЕГЭ-сочинение по тексту Шпильмана о несчастной девятикласснице, или почему нужно читать

    Сергей Львович Шпильман, педагог и писатель, в своей публикации ставит вопрос о том, почему нужно читать художественную литературу, в частности произведения школьной программы по литературе.

пятница, 12 апреля 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Ирины Богатыревой про то, как рухнул мир, и про тонкости литературы

 

Ирина Сергеевна Богатырёва – писатель, фольклорист, музыкант, лауреат нескольких литературных премий – сразу, в первом же предложении формулирует проблемный вопрос своего повествования о детстве, о вдохновенном рассказчике-папе, о первом горе, об обретении настоящей правды: «Что такое литература и в чём её отличие от невыдуманной истории»? Как жизнь становится литературой? Как литература проникает в жизнь? Как личное, частное становится общим для всего поколения? Именно эти вопросы оказываются в центре внимания писательницы.

пятница, 29 марта 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту блогера Савельевой

    Ольга Александровна Савельева, писательница и блогер, поднимает важную психологическую и социальную проблему низкой самооценки, низкого уровня притязаний.    

    Чтобы наглядно показать эту проблему, автор пересказывает трагикомическую историю известного актера, как, впервые оказавшись за границей, он неделю прожил в прихожей люксового номера:

четверг, 28 марта 2024 г.

Вопросы по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»

Вопросы по пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо»

  1. Как уживаются столь разные люди в одной сказке? Вспомните, как сам автор (Евгений Шварц) отвечает на этот вопрос.
  2. Автор пишет, что один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми — его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. Что сделал волшебник?

среда, 20 марта 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Заболоцкого о сущности поэзии

    Заболоцкий пишет о поэзии. Автор отвечает на вопрос «в чем сущность поэзии?», в чем «сердце поэзии».

    Отвечая на вопрос о сущности поэзии, Заболоцкий отмечает несколько обязательных, по его мнению, определяющих сущность поэзии признаков. Во-первых, это мировоззрения поэта: «что автор имеет за душой», как пишет Заболоцкий. Во-вторых, поэзия, как считает автор, поэзия показывает «вещи и явления в их живом образе», то есть поэзия избегает «механических формул» и «привычных сочетаний слов», при этом «все слова хороши, и почти все они годятся для поэта». Заболоцкий считает, что здесь всё дело – «в сочетании с другими словами».

понедельник, 18 марта 2024 г.

ОГЭ-сочинение по тексту Лиханова про Вовку, пушкинские стихи и новости с фронта

         Фрагмент из рассказа Лиханова о том, как два мальчика впервые в жизни самостоятельно прочитали стихи Пушкина. И вот эта радость открытия искусства «переполняет их до самого края». Мальчики, «только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз», еще не могут вполне осознать радость познания и наслаждение от искусства, но они «были полны восторга» от «познания неизвестных доселе слов и чувств». Этот восторг от стихов Пушкина, от пушкинских образов и слов, мыслей и чувств заставил мальчиков играть в пушкинские слова, вести «странные речи», «говоря друг дружке свои замечательные тирады»:

пятница, 15 марта 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по рассказу Казакова «На полустанке»

    Рассказ Казакова «На полустанке» - поэтическая миниатюра о женской доле и о России.

    Показывая, как на безымянном полустанке где-то в России прощаются парень и девушка, Казаков ставит проблему общей человеческой неустроенности, ставит вопрос о невозможности лучшей доли, о невозможности счастья.

Вопросы по "Фаталисту" Лермонтова

 

  1. – Что хотел доказать Вулич, каким образом и ради чего?
  2. – «Утверждаю, что нет предопределения». Что действительно бы послужило доказательством в игре, предложенной Вуличем?
  3. – Почему Печорин предлагает такое пари? В чем его обвиняют и как он себя оправдывает?
  4. – Звезды и люди в глазах Печорина. Зачем нужно в повести это отступление?
  5. – Как смерть нашла Вулича? Чем особенно страшна эта сцена? Как она перекликается с его выстрелом на пари?
  6. – «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив…» Как сомнения Печорина перешли в решительность в сцене ареста казака?

Вступительные 10 класс

 Вступительное испытание по русскому языку

сколько может быть ответов?
2-3-4 что повторять?
Решу ЕГЭ Задания 9-20;
Решу ЦТ: Правописание гласных после шипящих, Определение синтаксической роли слов в предложении, Синтаксический анализ предложения, Знак тире в простом предложении, Обобщающие задания по всем разделам; Решу ОГЭ Тип 10

четверг, 29 февраля 2024 г.

11 вопросов по «Максим Максимычу»

Странствующий офицер пишет:

«Избавлю вас от описания гор, от возгласов, которые ничего не выражают, от картин, которые ничего не изображают, особенно для тех, которые там не были, и от статистических замечаний, которые решительно никто читать не станет».

среда, 21 февраля 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Водолазкина о состоянии русского языка

        Евгений Германович Водолазкин — русский писатель и литературовед; доктор филологических наук — свои размышления о современном состоянии русского языка начинает с воспоминаний о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве и ставит вопрос: Как «оценить возникшие в языке изменения» и «как нам с ними быть»? Иными словами, Водолазкин поднимает проблему современного состояния русского языка.

вторник, 20 февраля 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по рассказу Андрея Битова "Умрет не от этого"

     Андрей Георгиевич Битов (1937–2018) – русский писатель, поэт, сценарист, педагог, один из основателей постмодернизма в русской литературе – назвал свой текст «Умрет не от этого», и в центре повествования оказывается мать героя-рассказчика, вернее, последние двадцати лет ее жизни.

    Сам Андрей Битов скончался на 82 году жизни, то есть всё-таки не дожил до 85, когда, видимо, умерла его мать (или мать героя-рассказчика).

понедельник, 12 февраля 2024 г.

ОГЭ-сочинение 1.2 по тексту Крапивина про "подлого" Сашку

СОЧИНЕНИЕ 1.2

Текст из книги Владислав Петрович Крапивин – советского и российского детского писателя – представляет собой монолог главного героя Александра: мальчик называет себя подлым, плохим человеком, злым внутренне. И потому, по мнению Александра, даже когда он не хочет «ничего плохого, получается плохо». Размышляя о себя, Александр приводит в качестве примера собственной подлости недавний разговор с отцом.

суббота, 10 февраля 2024 г.

23 вопроса по первой части первого тома романа Льва Толстого "Война и мир"

Прокомментируйте фрагменты из I части I тома романа Толстого «Война и мир»: расскажите, что «застряло в мозгу», что раздражало, что удивило, потрясло, запомнилось, что заставило задуматься; какую «единую жизнь людей, ее простое и общее содержание» вы увидели;

пятница, 9 февраля 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Александра Чехова про хозяина ломбарда Иудина

    В тексте Александра Чехова художественными средствами ставится проблема двуличия, проблема ханжества. Как и брат Антон, Александр Павлович Чехов воздерживается от прямой оценки героя. Лишь со второй половины текста мы начинаем понимать, что философские размышления и сочувствие к беднякам у Иудина, хозяина ломбарда, лживые, ненастоящие, а слезы его – крокодиловы.

пятница, 2 февраля 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по рассказу Бориса Екимова "За окном"

    Борис Петрович Екимов – русский прозаик и публицист – в своем рассказе «За окном» поднимает проблему роли природы в жизни человека.

    Первые десять предложений – описание вида из окна его городской квартиры. А предложения 12-21 описывают непосредственные ощущения от летнего утра в поселке. Эти примеры-иллюстрации противопоставлены: 

17 вопросов по Х-ХI главе поэмы Гоголя "Мертвые души"

 1.      Почему все очень усумнились, чтобы Чичиков был капитан Копейкин, и нашли, что почтмейстер хватил уже слишком далеко?

2.      Лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдает на портрет… Кого?

3.      На кого из чиновников города все эти все эти толки, мнения и слухи о Чичикове неизвестно по какой причине больше всего подействовали и что с ним случилось?

4.      Что случилось с капитаном Копейкиным, после того как его, раба божия, схватили да в тележку, с фельдъегерем?

среда, 24 января 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по Нобелевской лекции Солженицына

 Отрывок из Нобелевской лекции Солженицына, как и положено, об искусстве. Автор задается вопросами о назначении искусства, о роли искусства в жизни человека.

    Сначала (предложения 1-3) Александр Исаевич Солженицын пеняет художникам за то, что они, почитая себя хозяевами искусства, оскверняют его.

пятница, 19 января 2024 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Гроссмана о губительности войны

    В предоставленном для сочинения отрывке Василий Семёнович Гроссман  — советский писатель, журналист, военный корреспондент — показывает раннее утро перед боем и ставит вопрос о губительности войны для всего живого на Земле.

четверг, 18 января 2024 г.

Лирические отступления в поэме "Мертвые души"

Авторские отступления в "Мертвых душах" можно условно разделить на два типа:

  • Развернутые лирические отступления о России и личных переживаниях автора; 
  • Характеристики отдельных особенностей русской жизни и народа.

вторник, 9 января 2024 г.

Слитно-раздельно-дефисные написания 2024


К сожалению, бОльшая часть слов пишется слитно или раздельно не по правилу, а по традиции.

Написание таких слов можно только запомнить.

понедельник, 8 января 2024 г.

Вопросы по четвертой части "Преступления и наказания"

Часть 4, гл. 1.

1. Какое мнение о манерах Свидригайлова сложилось у Раскольникова?

2. Как соотносится рассказ Свидригайлова о привидениях с состоянием Раскольникова?

3. Как представляет Свидригайлов справедливость загробной жизни?

4. Как характеризует себя Свидригайлов?

5. Какое дело было у Свидригайлова к сестре Раскольникова?

Вопросы к 7-8 главам поэмы «Мёртвые души»

7 глава

1.О каком счастье говорит автор?
2.Сколько душ у Чичикова?
3.Назовите отличительные особенности мёртвых душ помещиков
4.Опишите палату для совершения купчей. В чём её особенность?
5. В чём обвиняет Чичиков Собакевича?
6. У кого в гостях был Чичиков?