Помню, когда в 9 классе, читая "Героя...
", натолкнулся на этот афоризм, то очень расстроился: все мои дружбы
оказывались не в мою пользу. Рабом же я себя никак не мог назвать. Так же
как и главным в дружбе.
Этот афоризм Лермонтова довольно долго не давал мне покоя, пока не забылся. Категоричность классика, неоспоримость суждений великого человека повергали в уныние: неужели я только раб, послушный исполнитель чужой воли, несамостоятельный, безвольный, бесхребетный ведомый, человек-слабак?
Среди героев романа Лермонтова никто не мог
противостоять Печорину. Только доктор Вернер.
Которого почему-то любили женщины (здесь
Лермонтов отдаёт им должное: умеют увидеть духовную красоту) и с которым
Печорин на равных.
И пожилой Максим Максимыч, и горячий Азамат подчиняются
Печорину, не говоря уже о Грушницком.
В чем же дело? Неужели Лермонтов прав: из двух
друзей один всегда раб другого?
Нет. У Печорина нет друзей, Печорин не способен
на дружбу. На его совести смерть Грушницкого и Бэлы, разбитое сердце Максим
Максимыча и разрушенные жизни черкесов и контрабандистов.
За внешней афористичностью и броскостью его слов кроется
пустота, отсутствие смысла. Ведь если друг - раб, то он именно раб; не
друг.
Раб испытывает к господину рабские чувства;
несвободные рабы не могут свободно дружить. Так же как господин-повелитель не
может быть другом рабу.
В основе дружбы отношения человеческие, Печорин же не может разделить с другим человеком горе или радость, потому что занят исключительно самим собой. В словах Печорина о дружбе - эгоизм и равнодушие, пессимизм и разочарованность в людях, тщеславие, несвобода.
Другая красивая фраза, исполненная героического
пафоса, встретилась мне еще в 8 классе в "Капитанской дочке": чем сто
лет питаться мертвечиной, лучше один раз напиться живой крови. Так красиво
обосновывает своё желание идти на Москву и стремление к свободе пушкинский
Пугачёв. На ответ Гринёва я тогда даже не обратил внимания: так красив,
широк и благороден был Пугачёв, что никого, казалось, рядом и поставить
нельзя.
Конечно, пиитический ужас (то есть сознание
собственной обреченности) внушает и Пугачёв, и Печорин. Их обреченность на
смерть вызывает сочувствие.
Трагическая судьба Пугачёва и трагическое
бездействие Печорина делают их героями произведений искусства и исторических
интерпретаций, однако всё же со словами Печорина, что из двух друзей один -
раб, я не могу согласиться.
И, как Гринёв ответил Пугачёву, что жить
убийством и разбоем – и значит питаться мертвечиной, так я отвечу Печорину: между
рабами и господами нет дружбы, нет свободных человеческих отношений. А если Печорин
видит в друзьях рабов – значит он просто не пригоден для дружбы.
370 слов
Комментариев нет:
Отправить комментарий