Показывая, как на безымянном полустанке где-то в России прощаются парень и девушка, Казаков ставит проблему общей человеческой неустроенности, ставит вопрос о невозможности лучшей доли, о невозможности счастья.
С первых строк читателя охватывает ощущение тревоги,
несчастья. Разрыв человеческих отношений подготавливает такое начало рассказа: «(1)Была пасмурная холодная осень. (2)Низкое
бревенчатое здание небольшой станции почернело от дождей. (3)Дул резкий
северный ветер, свистел в чердачном окне, сильно раскачивал голые сучья берёз». С самого начала рассказа автор подчеркивает
эту всеобщую нищету, разруху: опухшие ноги лошади, на которой приехали парень и
девушка, сломанная коновязь. Эта нищета колхозной жизни словно проникает в души героев и – калечит парня «с грубым, тяжёлым и плоским лицом»: ему плевать на
мать и сестру, ему главное уехать из колхоза: «За границу ездить буду, житуха
начнётся...» Девушка тоже покалечена колхозной жизнью: «(10)В лице её, бледном и
усталом, не было уже ни надежды, ни желания; оно казалось холодным, равнодушным».
Но, в отличие о парня, девушка еще способна любить: «(11)И только в тоскующих
тёмных глазах её притаилось что-то болезненно-невысказанное».
Эта общая неустроенность жизни, всеобщее ощущение
невозможности счастья подчеркивается автором почти в каждой строчке: гудок
паровоза прорезал «унылую тишину хмурого дня», «надтреснуто, жидко ударил
колокол», «в тамбуре толпились измятые, бледные пассажиры».
Показывая всеобщую русскую безрадостность и безнадежность,
Казаков дополняет сцену прощания монологом начальника станции: «Уехал? – спросил он. – (82)Н-да... (83)
Нынче все едут. (84) Скоро и я уеду... (85)На юг подамся. (86) Тут скука,
дожди... (87)А там, на юге-то, теплынь! (88) Эти – как их? – кипарисы...»
Этот монолог можно понять так: в отличие от молодых людей, начальник станции,
человек пожилой, говорит о скором отъезде, возможно, провожая каждый поезд, во
всяком случае, «скоро и я уеду» в устах пожилого человека на полустанке звучат
безнадежно. Душа начальника станции тоже поражена неустроенностью: «(89)Окинул взглядом фигуру девушки, спросил
негромко и равнодушно: – Вы не из «Красного маяка» будете? (90)Вон оно что...
(91)А погода-то – сволочь. (92)И ушёл, волоча ноги, старательно обходя лужи». Начальнику
станции нет дела ни до пассажиров, ни до брошенной девушки, он способен
фиксировать только внешние проявления – место жительства, одежду, погоду. Он не способен к
эмпатии.
Заканчивая рассказ, Казаков пишет, что девушка «последний
раз оглянулась на полустанок и легла в телеге ничком». Я думаю, что в таком финале можно видеть и
авторское отношение к русской жизни: надежда умерла, жизнь не изменится, всё будет
по-прежнему.
Мне понятны мысли и чувства автора. В современной русской
деревне уже нет колхозов, но жизнь там по-прежнему глуха и безнадежна: парни
спиваются или уезжают за лучшей долей, а девушки остаются мечтать о «настоящей
любви». Подобные сюжеты мы можем видеть во многих рассказах Чехова («Огни», «Человек
в футляре» и другие), а также в цикле Блока «Родина», особенно в стихотворении «На
железной дороге».
443 слова
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Была пасмурная
холодная осень. (2)Низкое бревенчатое здание небольшой станции почернело от
дождей. (3)Дул резкий северный ветер, свистел в чердачном окне, сильно
раскачивал голые сучья берёз.
(4)У сломанной коновязи,
низко свесив голову, расставив оплывшие ноги, стояла лошадь. (5)Ветер откидывал
у ней хвост на сторону, шевелил гривой, сеном на телеге, дёргал за поводья.
(6)Но лошадь не поднимала головы и не открывала глаз.
(7)Возле телеги на
чемодане сидел вихрастый рябой парень в кожаном пальто, с грубым, тяжёлым и
плоским лицом. (8)Он поглаживал подбородок красной короткопалой рукой, угрюмо
смотрел в землю.
(9)Рядом с ним стояла
девушка с припухшими глазами и выбившейся из-под платка прядью волос. (10)В
лице её, бледном и усталом, не было уже ни надежды, ни желания; оно казалось
холодным, равнодушным. (11)И тольков тоскующих тёмных глазах её притаилось
что-то болезненно-невысказанное. (12)Она старалась стать спиной к ветру, не
отрываясь смотрела на белое хрящеватое ухо парня.
(13)Со слабым шорохом
катились по перрону листья. (14)Кругом было сыро и зябко... – (15)Теперь моё
дело – порядок! – заговорил вдруг парень. – (16)Чего мне теперь в колхозе?
(17)Дом? (18)Дом пускай матери с сестрой достаётся, не жалко. (19)Я в область
явлюсь, сейчас мне тренера дадут, опять же, квартиру... (20)Штангисты-то у нас
какие? (21)На соревнованиях был, видал: самолучшие еле на первый разряд идут.
(22)А я вон норму мастера жиманул запросто! (23)Чуешь? – (24)А я как же? – тихо
спросила девушка. – (25)Ты-то? – парень покосился на неё, кашлянул. – (26)Говорено
было. (27)Дай огляжусь – приеду. (28)Мне сейчас некогда... (29)Мне на рекорды
давить надо. (30)У меня сила нутряная, ты погоди маленько, я их там всех вместе
поприжму. (31)За границу ездить буду, житуха начнётся – дай бог! (32)Н-да...
(33)А к тебе приеду... (34)Я потом это... напишу...
(35)Вдали послышался
слабый, неясный шум поезда; унылую тишину хмурого дня прорезал тонкий тягучий
гудок. (36)Поезд показался из-за леса, быстро приблизился, сбавляя ход,
прокричал ещё раз. (37)Парень поднялся, посмотрел на девушку: та силилась
улыбнуться, но губы не слушались, тряслись. – (38)А ну, хватит! – проворчал
парень, нагибаясь за чемоданом. – (39)Слыхала? (40)Хватит, я говорю!
(41)Вагон мягко
остановился возле них. (42)В тамбуре толпились измятые, бледные пассажиры, с
любопытством выглядывали наружу.
(43)Парень поставил
чемодан на подножку вагона, повернулся к девушке. – (44)Ну, прощай, что ли, –
тяжело проговорил он и сунул руки в карманы.
(45)У девушки поползли по
щекам слёзы. (46)Она всхлипнула, уткнулась парню в плечо. – (47)Скучно мне
будет, – шептала она. – (48)Пиши почаще-то... (49)Слышишь? (50)Пиши-и...
(51)Ведь приедешь? – (52)Сказано уже, – неохотно и испуганно говорил парень. –
(53)Оботри слёзы-то... (54)Ну! – (55)Да я ничего, – шептала девушка, задыхаясь,
быстро, по-беличьи стирая слёзы и влюблённо глядя в лицо парню. – (56)Одна я
остаюсь. (57)Помни, о чём говорили-то... – (58)Я помню, мне что! – хмуро
бормотал парень, задирая голову и поводя глазами. – (59)А мне... (60)Я всю
жизнь для тебя... (61)Ты знай это! – (62)Сказано... – бубнил парень, равнодушно
глядя себе под ноги.
(63)Два раза надтреснуто,
жидко ударил колокол. – (64)Гражданин, попрошу в вагон, останетесь... – сказал
проводник и первым полез торопливо на площадку.
(65)Девушка побледнела,
схватилась рукою за рот. – (66)Вася! – закричала она и невидящим взглядом
посмотрела на пассажиров: те сразу отвернулись. – (67)Вася! (68)По... поцелуй
же меня... – (69)Мне что... – пробормотал парень, затравленно покосился назад и
нагнулся к девушке. (70)Потом выпрямился, словно кончил тяжёлую работу, вскочил
на подножку.
(71)Под вагонами
зашипело, сдавленно крикнул впереди паровоз, и так же сдавленно отозвалось из
леса короткое, глухое эхо. (72)Вагоны едва уловимо тронулись. (73)Заскрипели
шпалы. (74)Парень стоял на подножке, хмуро смотрел на девушку, потом покраснел
и негромко крикнул: – Слышь... (75)Не приеду я больше! (76)Слышь...
(77)Он оскалился, сильно
втянул в себя воздух, сказал ещё что-то непонятное, злое и, взяв с подножки
чемодан, боком полез в тамбур.
(78)Поезд быстро скрылся
за ближним лесом. (79)Стало тихо. (80)Шаркая по земле ногами, подошёл начальник
станции, остановился за спиной девушки, зевнул. – (81)Уехал? – спросил он. –
(82)Н-да... (83)Нынче все едут. (84)Скоро и я уеду... (85)На юг подамся.
(86)Тут скука, дожди... (87)А там, на юге-то, теплынь! (88)Эти – как их? –
кипарисы...
(89)Окинул взглядом
фигуру девушки, спросил негромко и равнодушно: – Вы не из «Красного маяка»
будете? (90)Вон оно что... (91)А погода-то – сволочь.
(92)И ушёл, волоча ноги,
старательно обходя лужи.
(93)Девушка долго ещё
стояла на пустой платформе, смотрела прямо перед собой и ничего не видела: ни
тёмного, мокрого леса, ни тускло блестевших рельсов, ни бурой никлой травы...
(94)Видела она рябое и грубое лицо парня.
(95)Наконец вздохнула,
вытерла мокрое лицо, пошла к лошади, забралась на телегу, тронула вожжи.
(96)Лошадь подалась назад, вяло махнула хвостом, с трудом переставляя ноги,
пошла мимо палисадника, мимо стогов сена и сложенных крест-накрест шпал к
просёлочной дороге.
(97)Девушка сидела не
шевелясь, глядя поверх дуги, потом в последний раз оглянулась на полустанок и
легла в телеге ничком.
(По Ю.П. Казакову*) * Казаков
Юрий Павлович (1927–1982) – русский советский писатель, сценарист; один из
крупнейших представителей советской новеллистики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий