Страницы

Страницы

пятница, 20 сентября 2024 г.

Про ЕГЭ-сочинение 2025 простыми словами





ЕГЭ-сочинение простыми словами.pdf

Про ЕГЭ-сочинение 2025 простыми словами

Оглавление

Про ЕГЭ-сочинение 2025 простыми словами. 1

ВВЕДЕНИЕ. 1

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ. 2

КОММЕНТАРИЙ. ПРИМЕР 1. 2

КОММЕНТАРИЙ. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА 1. 3

КОММЕНТАРИЙ. ПРИМЕР 2. 3

КОММЕНТАРИЙ. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА 2. 3

СВЯЗЬ И ЕЁ ОБЪЯСНЕНИЕ. 3

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ.. 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 4

Важное и полезное. 4

СВЯЗЬ И ЕЕ АНАЛИЗ. 

 

Итак, перед нами текст Паустовского из диагностики СтатГрад 19.09.24. С 2025 года проблема предложенного для анализа текста будет сформулирована в виде вопроса.

Например:

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?».

Сначала напишите, о чем вы прочитали.

ВВЕДЕНИЕ

Например:

Константин Георгиевич Паустовский, автор предложенного для анализа текста, русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, рассказывает случай из собственной жизни, когда он, будучи совсем еще молодым человеком, «работал секретарём в газете «Моряк».

или

Автор предложенного для анализа текста рассказывает о нервном писателе Соболе и корректоре Благове, с которыми его, тогда ещё совсем молодого человека, свела судьба; и было это почти век назад, в голодном 1921-м году.

или

В предложенном для анализа тексте рассказывается о писателе Соболе и корректоре Благове.

 

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Затем сформулируйте позицию автора по указанной проблеме.

Например:

Наиболее полно авторская позиция выражена в последнем предложении (74): «я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная вовремя». Константин Григорьевич утверждает, что «прозрачная, литая проза», когда всё становится выпуклым и ясным, рождается не только благодаря таланту; «чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание», необходимы знаки препинания: они, как нотные знаки, «твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

или

Сформулируем позицию автора по указанной проблеме. Паустовский, автор предложенного для анализа текста, считает, что ,чтобы создать произведение высокого художественного уровня, кроме таланта писателю необходима строгость к самому себе, необходимо умение упорядочить творческие порывы ясностью мысли; и здесь понадобится умение, правильно используя знаки препинания, довести рассказ до совершенства.

или

Отвечая на вопрос «Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня», автор предложенного для анализа текста приходит к следующему(-им) выводу (-ам): для того чтобы получилось произведение искусства (произведение высокого художественного уровня), писателю необходим не только талант; необходимо трудолюбие и упорство, ясность мысли и строгость композиции, строгость к себе и своему произведению.

 

КОММЕНТАРИЙ. ПРИМЕР 1

Что это действительно так, автор доказывает на примере писателя Соболя и корректора Благова.

или так:

Аргументируя свою позицию, Паустовский рассказывает о писателе Соболе и корректоре Благове.

или так:

Писатель иллюстрирует свою мысль, рассказывая о писателе Соболе и корректоре Благове.

Не забудьте, что, комментируя, нужно привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора, и пояснить (объяснить) смысл этих примеров.

или так:

Приведём первый пример-иллюстрацию, важный для понимания позиции автора

 

Объясняем первый пример-иллюстрацию.

Например так:

КОММЕНТАРИЙ. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА 1

Соболь – писатель талантливый, интересный, но ему трудно довести свое произведение до ума: написав интересный по теме и мысли рассказ, он быстро утрачивает к нему интерес и поэтому рассказ остается недоделанным, как бы в черновике.

или так:

Этот пример показывает, что одного таланта мало; чтобы получилось высокохудожественное произведение, нужен долгий кропотливый труд.

или так:

Первый пример-иллюстрация показывает, что

 

Теперь приводим второй пример.

КОММЕНТАРИЙ. ПРИМЕР 2

Далее автор рассказывает про корректора Благова. Корректор Благов, «бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина», видимо, не имел таланта писателя. Его «дар» может показаться чудом, таинственным колдовством. Однако в основе работы корректора – кропотливый упорный, часто скучный, труд.

Приведём второй пример-иллюстрацию, важный для понимания позиции автора

 

 

Объясняем пример 2

КОММЕНТАРИЙ. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИМЕРА 2

Этот второй пример показывает, что умение довести начатое до ума, продумать композицию и абзацное членение в произведении, вовремя поставить точку может быть похоже на чудо. Довести художественное произведение до ума, сделать его пригодным для публикации – тоже своего рода талант.

 

Теперь, согласно Заданию 27, надо «указать и пояснить смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями». Для простоты я бы сразу искал противоположные примеры.

СВЯЗЬ И ЕЁ ОБЪЯСНЕНИЕ

Например:

Нервозный талантливый Соболев противопоставлен немногословному солидному Благову. Соболь не увидел бы свой рассказ опубликованным и не испытал бы чувство вины по отношению к собственному таланту. История писателя Андрея Соболя и корректора Благова показывает, что, кроме таланта, необходима кропотливая работа, на первый взгляд, незаметная и неинтересная.

 

Для формулировки и обоснования своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста можно использовать клише:

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕГО ОТНОШЕНИЯ К АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ

Мне понятны мысли и чувства Константина Георгиевича Паустовского: настоящему писателю необходим не только талант, необходима строгость к самому себе, необходимо умение упорядочить творческие порывы ясностью мысли; и здесь понадобится умение, правильно используя знаки препинания, довести рассказ до совершенства.

Можно так:

Обосную своё отношение к позиции автора. Я не раз убеждался на собственном опыте, что поменяв абзацы местами, вовремя поставив точку, изменив место придаточного по отношению к главному предложению или поменяв слова местами можно добиться ясности мысли и строгости композиции. Корректируя получившийся текст можно довести его до ума.

Что Паустовский прав, может убедить простой эксперимент: попробуйте прочитать абзацы, например «Дамы с собачкой» Чехова не так, как их расположил автор, а, в хронологической последовательности, и  вы прочтёте совсем другой рассказ.

 

Если есть желание, можно завершить, подвести итог, заключение. Сделайте так, чтобы повторились слова введения. Или повторите введение другими словами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думаю, что можно также сказать, что хорошо бы было, если бы у каждого талантливого человека был бы свой Благов, этакий «старый газетный конь», имеющий привычку «не выпускать из рук хорошие рассказы».

 

 

 

Важное и полезное

 

СВЯЗЬ И ЕЕ АНАЛИЗ.

Указание на тип связи примеров и анализ этой связи с пояснениями по тексту

ВАЖНО! Этот абзац не должен повторять авторскую позицию (АП)

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Итак, приведенные выше примеры связаны причинно-следственной связью: первый пример-иллюстрация указывает на причину того, что описано во втором примере.

ПОЯСНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ. Это помогает автору показать, по какой причине нужно бережно относиться к окружающей среде.

 

 

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Итак, приведенные примеры противопоставлены друг другу. Первый – положительный, второй – отрицательный.

ПОЯСНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ. Это помогает автору показать разницу между умным и глупым человеком.

 

СОПОСТАВЛЕНИЕ

Итак, приведенные примеры связаны сопоставлением.

Первый похож на второй.

ПОЯСНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ. Это помогает автору показать сходство между природой и языком.

 

ДЕТАЛИЗАЦИЯ

Итак, приведенные примеры связаны отношениями детализации.

Первый пример указывает на общее, а во втором примере рассматривается конкретный случай того, что рассматривается в тексте.

ПОЯСНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ. Это помогает автору более точно показать, что значит быть профессионалом.

 

УСЛОВИЕ

Итак, примеры указывают на условие. Первый пример указывает на условия того, о чем говориться во втором примере.

ПОЯСНЕНИЕ ПО ТЕКСТУ. Это позволяет автору показать, что способно избавить от страха.



Задание 27 ЕГЭ 2025

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Что, кроме таланта, необходимо писателю, чтобы создать произведение высокого художественного уровня?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Зимой 1921 года я работал секретарём в газете «Моряк». (2)В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Олеша и Ильф. (3)Из старых, опытных часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь – милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.

(4)Однажды Соболь принёс в газету свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.

(5)Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. (6)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)В этом отношении Соболь был неумолим – и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес.

(8)Мы сидели и думали: что делать? (9)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина.

(10)Это был неразговорчивый человек. (11)Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодёжью нашей редакции.

(12)Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть её ещё раз.

(13)Поздним вечером (было не больше десяти часов, но город, погружённый в темноту, пустел уже в сумерки, и только ветер злорадно выл на перекрёстках) кто-то постучал в дверь магазина.

(14)За дверью стоял Благов. – (15)Вот что, – сказал старый корректор. – (16)Я всё думаю об этом рассказе Соболя. (17)Талантливая вещь. (18)Нельзя, чтобы она пропала. (19)У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.

– (20)Что же поделаешь! – ответил я.

– (21)Дайте мне рукопись. (22)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (23)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи.

– (24)Что значит «пройдусь»? – спросил я. – (25)«Пройтись» – это значит выправить.

– (26)Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.

– (27)А что же вы сделаете?

– (28)А вот увидите.

(29)В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. (30)Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. (31)Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.

(32)Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой свечи. (33)Золотые полоски вились по ней спиралью. (34)Он зажёг этот огарок,

(35)Благов кончил работу над рукописью только к утру. (36)Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто.

(37)Я прочёл рассказ и онемел. (38)Это была прозрачная, литая проза. (39)Всё стало выпуклым, ясным. (40)От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (41)При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

(42)Я посмотрел на Благова. (43)Он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался.

– (44)Это чудо! – сказал я. – (45)Как вы это сделали?

– (46)Да просто расставил правильно все знаки препинания. (47)У Соболя с ними форменный кавардак. (48)Особенно тщательно я расставил точки. (49)И абзацы. (50)Это великая вещь, милый мой. (51)Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. (52)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. (53)Знаки препинания – это как нотные знаки. (54)Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

(55)Рассказ был напечатан. (56)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. (57)Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрёпаны, а глаза горели непонятным огнём.

– (58)Кто трогал мой рассказ? – закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. (59)Пыль, как извержение, взлетела над столом.

– (60)Никто не трогал, – ответил я. – (61)Можете проверить текст.

– (62)Ложь! – крикнул Соболь. – (63)Брехня! (64)Я всё равно узнаю, кто трогал!

(65)Запахло скандалом. (66)Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты.

(67)Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом: – Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. (68)По своей обязанности корректора.

(69)Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.

– (70)Спасибо! – сказал взволнованно Соболь. – (71)Вы дали мне чудесный урок. (72)Но только жалко, что так поздно. (73)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.

(74)После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная вовремя. (По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист.

СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ АЛЬШВАНГА


Комментариев нет:

Отправить комментарий