понедельник, 12 февраля 2024 г.

ОГЭ-сочинение 1.2 по тексту Крапивина про "подлого" Сашку

СОЧИНЕНИЕ 1.2

Текст из книги Владислав Петрович Крапивин – советского и российского детского писателя – представляет собой монолог главного героя Александра: мальчик называет себя подлым, плохим человеком, злым внутренне. И потому, по мнению Александра, даже когда он не хочет «ничего плохого, получается плохо». Размышляя о себя, Александр приводит в качестве примера собственной подлости недавний разговор с отцом.

Предложения 73-77 показывают тот самый момент, когда Александр счел себя обиженным и со звоном, почти со слезами в голосе сказал «Зачем ты так?».

Александр называет свою способность обижаться внутренней злостью: «Во мне сидит сгусток чего-то злого». Мне кажется, что главный герой Крапивина вовсе не злой человек: он просто соскучился и хотел, чтобы его радость по поводу котенка разделили родители. По этой причине слова отца, что котенка надо приучать, воспринял как упрек и обиделся, бросил трубку.

Бабушка Александра считает, что он сам виноват: «Надо быть посдержаннее. С отцом разговариваешь...». Мне же кажется, что отец Александра поймет, что сын сожалеет, что бросил трубку, и обязательно ему перезвонит.

158 слов



ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

 (1)Наверное, я просто подлый человек. (2)Не снаружи, а в самой своей глубине. (3)Во мне сидит сгусток чего-то злого, никуда от этого не денешься. (4)Даже когда я не хочу ничего плохого, получается плохо. (5)Само собой получается...

(6)Так я думал ночью. (7)Ворочался и думал. (8)Небо за приоткрытой шторой было белёсым и каким-то безжалостным. (9)А ближе к утру его затянули тучи, по наружному жестяному подоконнику забарабанило.

(10)Я мучился из-за вчерашнего разговора с отцом.

(11)Сперва-то всё было хорошо. (12)Родители позвонили около восьми часов вечера, и мама весёлым голосом стала расспрашивать меня, как я живу и что у нас нового (а нового у нас было вагон и маленькая тележка!). (13)Я сказал, что всё прекрасно. (14)Она сказала, что у них на даче тоже всё
прекрасно, только она и папа уже соскучились по мне и по бабушке.

(15)Потом вдруг трубку взял Алексей; у него был весёлый, но слегка смущённый басок.

– (16)Привет, братец! (17)Как дела?

(18)Я со старательным энтузиазмом прокричал:

– (19)Привет, Алёха! (20)Всё прекрасно!

(21)Мне и правда хотелось, чтобы всё было хорошо. (22)Не надо ни капельки обид и семейных сложностей.

(23)Алексей задышал в трубку, думал, наверное, что ещё сказать. (24)Но тут взял трубку отец.

– (25)Здравствуй, сынище! (26)Не скучаешь?

– (27)Почему же... (28)Есть маленько. (29)Когда приедете-то?

– (30)Через неделю... (31)Втроём, если ты не возражаешь. (32)Видишь ли...

(33)Мы хотим, чтобы Алёша погостил у нас.

– (34)А экзамены?

– (35)Он ездит в Москву, сдаёт. (36)Остался всего один. (37)Надеемся, что пройдёт по конкурсу...

(38)Отец говорил с какой-то излишней небрежностью. (39)А в глубине – виноватость. (40)Почему? (41)Неужели он думает, что я стану возражать против приезда Алексея?

– (42)Ты, что ли, разрешения у меня просишь? – не удержался я.

– (43)Ну... (44)Дело в том, что его приезд причинит тебе некоторые неудобства. (45)Спать ему придётся в твоей комнате...

– (46)Перебьёмся.

– (47)Это в каком смысле? (48)Перебьёте друг друга?

– (49)Да нет, выражение такое. (50)В смысле «перекантуемся»... (51)Ну, всё уладится...

– (52)Вот я и говорю! (53)Всё же три комнаты. (54)Неужели тесно будет впятером.....

– (55)Вшестером, – хихикнул я. (56)Мне хотелось, чтобы разговор стал шутливым и лёгким.

– (57)Почему вшестером? (58)Разве твой друг Ивка ещё не вернулся к себе?

– (59)Ивка-то вернулся! (60)Зато появился Буська! (61)Весёлый, пушистый, носится по квартире, как ракета!

(62)Отец помолчал и спросил бесцветным голосом:

– Кот, что ли?

– (63)Котёнок. (64)Знаешь, такой забавный! (65)Он повадился спать на вешалке, где шапки.

– (66)Ну, что ж... (67)Вы только следите там за ним... (68)Приучайте...

– (69)К чему приучать?

– (70)Чтобы ходил куда положено. (71)А то от этих забавных да пушистых такой запах...

(72)Вот тебе и разговор... (73)Ну, посмеялся бы, спросил бы, какого цвета котёнок, где взяли, чем кормим! (74)А то сразу – запах... (75)Мне так хотелось, чтобы он разделил со мной эту маленькую, но такую важную для меня новость, чтобы улыбнулся, держа трубку у уха, и просто порадовался. (76)Но нет же… (77)И во мне заговорила обида.

(78)Я выговорил в трубку со звоном, почти со слезами:

– Зачем ты так?

– (79)Как?

– (80)Я думал, ты порадуешься, а ты тут же... про гадости...

– (81)Я же ничего плохого не сказал. (82)Только посоветовал.

– (83)Ты ни о чём хорошем не можешь...

– (84)Александр! (85)Да что с тобой?

– (86)Ничего!

(87)Я бросил трубку.

(88)И тут же обмер: зачем я так?!

(89)Теперь опять долгие дни, а может, и недели будет глухая молчаливая обида. (90)Эта враждебная отгороженность, когда неловко смотреть друг на друга, трудно обратиться с самыми простыми словами.

(91)Я же не хотел!

(92)А тут ещё бабушка... (93)Она, конечно, слышала из своей комнаты мой разговор.

– (94)Ты что? (95)Опять не поладил с папой?

– (96)Я ему про котёнка, а он...

– (97)По-моему, ты сам виноват. (98)Надо быть посдержаннее. (99)С отцом разговариваешь...

(100)«Сам виноват!» (101)Нет, я не считал себя виноватым. (102)Точнее, я просто не мог признаться ей в том, что чувствую эту вину. (103)Но всё же я мучился из-за того, что отцу из-за меня сейчас плохо. (104)Там, далеко-далеко отсюда. (105) Я ведь высказал ему всё, будто кнутом ударил..

(106)«Папа, позвони снова! (107)Я не буду оправдываться! (108)Скажу, что я негодяй, что я виноват! (109)Только не надо этого чугунного молчания!.. (110)Ну пожалуйста!»

(111)Но телефон молчал.

(112)И сам я позвонить не мог. (113)Там, на подмосковной даче, телефона не было. (114)Чтобы поговорить со мной и бабушкой, родители ходили на станцию, где стоял междугородный автомат.

(115)Наверное, минут пятнадцать я потерянно стоял в прихожей перед полкой с телефоном как в воду опущенный. (116)Потом поплёлся к себе и лёг. (117)Буська, видать, почуял моё настроение. (118)Перестал гонять по полу свой любимый теннисный шарик, забрался ко мне, свернулся под боком и заурчал. (119)Утешал, наверное...

(120)Я так и уснул одетый. (121)И бабушка ничего не сказала мне.

(122)Утром я поднялся с тяжёлой головой. (123)Несильно и равномерно стучал дождь. (124)На кухне громко говорило радио. (125)Спросил у бабушки, не пропустил ли я звонка. (126)Но нет, не звонили.

(По В.П. Крапивину*)

* Владислав Петрович Крапивин (1938–2020) – советский и российский детский писатель.

Комментариев нет:

Отправить комментарий