суббота, 5 декабря 2020 г.

Анализ рассказа Шукшина "Сураз"

Вопросы по тексту рассказа "Сураз"

  1. Что значит  "сураз"? 
  2. Как бы вы определили жанр рассказа?
  3. Чем замечателен Спирька Расторгуев?
  4. Почему жизнь Спирьки "скособочилась"?
  5. Чего ищет Спирька? Чего он хочет от жизни?
  6. Назовите основные свойства характера Спирьки.
  7. "Ему все до фени". Перечислите, к чему Спирька безразличен и что его трогает
  8. Почему Спирька решил мстить? Почему раздумал?
  9. Как Спирька пришел к мысли о самоубийстве?
  10. Вспомните, как описаны последние часы жизни Спирьки.
  11. Почему Спирька "из-под себя как-то изловчился" выстрелить в сердце?



Эпизоды для анализа

Красота

Спирьке Расторгуеву -- тридцать шестой, а на вид -- двадцать пять, не
больше. Он поразительно красив… Природа, тоже иногда шутит.
Ну зачем ему? Он и сам говорит: "Это мне -- до фени".

Всё до фени

Ему все до фени. Тридцать шесть лет -- ни семьи, ни  хозяйстванастоящего.  Знает свое -- машинничать да к одиноким бабам по ночам шастать. Шастает ко всем подряд, без разбора. Ему это -- тоже "до  фени".  Как  назло кому: любит постарше и пострашнее.  Она -- терка, а душевней всех вас.  

Байрон

Жизнь Спирьки скособочилась рано. -- Байрон!.. Это поразительно, как похож!
Спирька возненавидел старушку.

Вилы 

Он отлежался и двинул на фронт. В Новосибирске  его поймали, вернули домой. Мать опять жестоко избила его... А ночью рвала на себе  волосы  и  выла над  сыном;  она  прижила  Спирьку  от "проезжего  молодца"  и  болезненно любила и ненавидела в нем того молодца: Спирька был вылитый отец, даже характером сшибал, хоть в глаза не видал его.    

В школу он больше не пошел, как мать ни билась и чем только ни  лупила. Он  пригрозил,  что прыгнет с крыши на вилы. Мать отступилась. Спирька пошел работать в колхоз. 

Рос дерзким, не слушался  старших,  хулиганил,  дрался... 

И  правда, посадили   

И  правда, посадили. После войны… отняли у возчика ящик водки... Сутки  гуляли напропалую  у Спирькиной "марухи"... И тут их накрыла милиция. 

Пять лет "пыхтел". 

Неожиданно добрый 

Пришел  --  такой же размашисто-красивый, дерзкий и такой же неожиданно добрый. Добротой своей  он  поражал,  как  и  красотой.  Мог  снять  с  себя последнюю  рубаху и отдать -- если кому нужна. Мог в свой выходной поехать в лес, до вечера пластаться там, а к ночи привезти  машину  дров  каким-нибудь одиноким старикам. 

Малость погулял, отдал деньги матери, пошел шоферить. Так жил Спирька.

 

Зеленецкие

В село Ясное приехали по весне  два  новых  человека,  учителя:  Сергей Юрьевич и Ирина Ивановна Зеленецкие -- муж и жена. 

Сергей  Юрьевич -- необычайно широкий добрый рот

Ирина  Ивановна  -- маленькая, бледненькая, по-девичьи стройная. Ничего вроде бы особенного, а скинет в учительской плащик, пройдет,  привстанет  на цыпочки,  чтобы снять со шкафа тяжелый аккордеон, -- откуда ладность явится, изящность. Невольно засматривались на нее. 

Такая-то пара приехала в Ясное  в  хорошие  теплые  дни в конце апреля 

И  невольно  засмотрелись  на Спирьку. Так было всегда.    

Спирька  открыто,  с любопытством   оглядел   всю  ее 

Чалдон. 

Спирька проводил ее взглядом.    

Жалко  вдруг стало, что не будет слышать, как он скажет про жизнь, эта маленькая женщина, не хотелось говорить. -- Ну решительно не хотелось говорить 

Вернулись вместе -- Ирина Ивановна и Спирька 

--  Да  на  кой  оно!.. -- Милое дело -- огурец да кусок сала! -- Тебе лучше знать, -- резковато сказал Сергей Юрьевич,,, Ему стало хорошо. Сейчас – стаканчик водки, а там видно будет.  -- Вот... -- поежился, -- Достали слой вечной мерзлоты, как говорят. Взгляд   Спирьки   посветлел,  поумнел...  На  душе захорошело.

Сергей Юрьевич засмеялся; Спирька не замечал его. 

"Что бы такое рассказать веселое?" -- думал Спирька. И  захотелось обо всем этом рассказать весело. Он вскинул красивую И так же резко,  как захотелось  весело  рассказать  про  свою жизнь, так сразу расхотелось, Мало веселого... Про лагерь, что ли?

 

Дождь

Захотелось вдруг, чтоб ливанул дождь --  обильный,  чтоб резалось небо огневыми зазубринами, гремело сверху... И тогда бы -- заорать, что ли.  

 -- Найди в огороде, у бани... Спрячь подальше!  Вот что вспомнилось вдруг.

 Наедине 

Удивилась и, как показалось Спирьке,  обрадовалась. Спокойный, решительный Спирька прошел в горницу.     --  Букетик,  букетик жарков.    

-- В груди у Спирьки  весело  зазвенело.  Так  бывало,  когда предстояло драться или обнимать желанную женщину, Он не скрывал любви, -- Я вам теперь часто буду такие привозить.


Как во сне

 -- Спирька подумал, что хорошо все-таки, что  он  красивый.  Другого давно бы уж поперли, и все. Он улыбался, ему было легко. Женщина  тоже  засмеялась  и  смутилась,  Спирька  наслаждался:  как  в знойный-знойный день пил из ключа студеную воду, погрузив в  нее  все  лицо. Пил  и пил -- и по телу огоньком разливался томительный жар. Он взял женщину за руку... Как во сне! -- только бы не просыпаться. 

"Господи,  мне  больше  пока  ничего  не  надо  --  поцелую,  и все". И поцеловал. И погладил  белое  нежное  горлышко...  И  еще  поцеловал  мягкие податливые губы. И тут вошел муж

 

Те же. И муж.

Не было ни стыдно, ни  страшно.  Жалко  было.

Тонкий  одеколонистый  холодок, исходиший от гладко выбритых щек Сергея Юрьевича.  -- Ну-ка, красавец, пойдем… точно шатуном толкали сзади. -- Кота пакостливого поймал,

 

-- Я тебя уработаю, -- неразборчиво, слабо, серьезно сказал Спирька. 

Хотелось  скорей  уйти  и как-нибудь забыть про мать: вот кого больно оставлятьв этой жизни -- мать.

 

Кульминация 

И волновался, как  вроде  не убивать  бежал,  а  --  в  постель к Ирине Ивановне,в тепло и согласие. 

И тут вдруг закричала  Ирина  Ивановна,  да  так  ужасно,  так  громко, неистово,   требовательно,  так  не  похоже  на  себя  --  такую  маленькую, умненькую, с теплыми  мягкими  губами  --  как-то  уж  совсем  нечеловечески горько, отчаянно. И свалилась с кровати, и поползла, протягивая руки... Если бы она хоть не так выла!.. Сколько, однако, силы в ней!

    

Поиски пути

Вспомнилась мать, и он побежал, чтоб убежать от этой мысли – о матери. 

Жалость  и  любовь  к  ней обожгли сердце.

В чем дело?  Господи!  -- отметелили. Тебя что, никогда не били? В чем же дело?!"    

И ему тоже захотелось тихо-тихо, по-щенячьи, поскулить... Он зажмурился и почувствовал, как его плавно, мощно несет земля. 

Он хотел  куда-нибудь  прибежать,  к  кому-нибудь.  Может, рассказать все... Может, посмеяться. 

Никого я не убил. Меня чуть убили... А мне надо еще придумать, как убить.

 

Последний разговор

Вспоминая   позже  этот  утренний  разговор  с  учителями,  Спирька  не испытывал удовлетворения. Он явился, как если бы рваный черный человек  из-за  дерева  с  топором вышагнул... 

Его вдруг поразило, и даже отказался так понимать себя:  не  был настоящей,  всепожирающей  злобы  учителя. Он понял, что не находит в себе зла к  учителю.  Ее бы  он  догадался подумать и про всю свою жизнь, он тоже понял бы, вспомнил бы, что вообще никогда никому не желал зла. Но он так не подумал, а отчаянно сопротивлялся, вызывал в душе злобу.


Перед выстрелом     

Вообще,  собственнная  жизнь  вдруг  опостылела,  показалась  чудовищно лишенной смысла. И в этом Спирька все больше утверждался. Временами он  даже испытывал  к  себе  мерзость.  Такого никогда не было с ним. В душе наступил покой, но какой-то мертвый покой, такой покой, когда  заблудившийся  человек до  конца понимает, что он заблудился, и садится на пенек. Не кричит больше, не ищет тропинку, садится и сидит, и все.

    

Красивая полянка

"Тоже  --  парой  летают", -- подумал Спирька. Еще он подумал, что люди завидуют птицам... Говорят: "Как птаха небесная". Позавидуешь.  Еще  Спирька подумал,  что,  наверно,  учитель  выбросил те цветы, которые Спирька привез учительнице,  наверно,  они  лежат  под  окном,  завяли...  Красивые   такие цветочки,  красные.  Спирька  усмехнулся,  Пижон  Спиря...  Здесь  тоже есть цветочки. Вон они: синенькие, беленькие, желтенькие... Вон  саранка  цветет, вон  медуница...  А вон пучка белые шапки подняла вверх. Спирька любил запах пучки. Встал, сорвал  тугую  горсть  мелких  белых  цветочков,  собранных  в плотный,  большой,  как  блюдце,  круг. Сел опять на пенек, растер в ладонях цветки,  погрузил  лицо  в  ладони  и   стал   жадно   вдыхать   прохладный, сыровато-терпкий,  болотный  запах  небогатого,  неяркого  местного  цветка.

Закрыл ладонями лицо и так остался сидеть. Долго  сидел  неподвижно.  Может, думал, Может, плакал...

 ...Спирьку  нашли  через  три дня в лесу, на веселой полянке, Он лежал, уткнувшись лицом в землю, вцепившись руками в  траву.  Ружье  лежало  рядом. Никак  не  могли  понять,  как  же он стрелял? Попал в сердце, а лежал лицом вниз... Из-под себя как-то изловчился.

     Привезли, схоронили.

     Народу было много. Многие плакали...

 

 





В.М. Шукшин «Сураз» Жизнеописание Спирьки 

Архетипический сюжет о Христе и Антихристе и его реализация в русской литературе » В.М. Шукшин «Сураз» Жизнеописание Спирьки

Другие названия: Жарки, Скандалевич, Непутевый

Герой рассказа «Сураз» - простой деревенский парень, шофер Спирька Расторгуев. Он – самоубийца. Трагическое в судьбе Спирьки – следствие его блудного, греховного происхождения. «Я – сураз < .> Мать меня в подоле принесла». В словаре В.Даля «сураз», с пометой «сиб.» - «небрачно рожденный», а также «бедовый случай, удар, огорчение». Выражение «сураз за суразом» - «сураз» - «несчастье». Кличка (заменитель имени) Спирьки – синоним несчастья и беды.

Спирька – изгой, трагический персонаж. У него «все не как у добрых людей!». «Тридцать шесть лет – ни семьи, ни хозяйства настоящего». «Мать < .> стыдилась, что он никак не заведет семью < .> ждала, может, какая-нибудь самостоятельная вдова или разведенка прибьется к ихнему дому». Для рая нужны просто добрые люди.

Отверженность Спирьки подчеркивает и сравнение его с «черным человеком» (в сцене последнего прихода к учителям). «Он явился, как если бы рваный черный человек из-за дерева с топором вышагнул…». В поэтике С. Есенина, любимого поэта В.М.Шукшина, «черный человек» - дьявольский двойник героя, появляющийся накануне самоубийства поэта.

«Жизнь Спирьки скособочилась рано». «Рос дерзким, не слушался старших, хулиганил, дрался…Мать вконец измучилась с ним». Спирька бросил школу, не миновать ему было и тюрьмы. «пять лет «пыхтел». Само его преступление нелепо. Но такое уж Спирьке, что говорится, «на роду написано».

Поведение героя определяет мотив блуда: «Знает свое – матершинничать да к одиноким бабам по ночам шастать».

«Он поразительно красив; в субботу сходит в баню, пропарится, стащит с себя недельную шоферскую грязь, наденет свежую рубаху – молодой бог! Глаза ясные, умные… Женственные губы ало цветут на смуглом лице. Сросшиеся брови, как два вороньих крыла, размахнулись в капризном изгибе. Черт его знает! Природа, кажется иногда шутит».

Прижитый от «проезжего молодца» герой сам повторяет судьбу своего непутевого родителя. «Спирька был вылитый отец, даже характером сшибал, хоть в глаза не видал его».

Спирька – герой с трагической судьбой, но он не «злой человек», он, наоборот, «неожиданно добрый». Не только блудное, злое, но и ангельское начало воплощено в Спирьке. Зло – в его судьбе, добро – в его душе. Герой не может найти в себе зла даже к «лютому врагу», учителю Сергею Юрьевичу, который избил его и которого он хотел застрелить. «Его вдруг поразило, и он даже отказался так понимать себя: не было настоящей, всепожирающей злобы на учителя < .> он понял, что не находит в себе зла к учителю. Если бы он догадался подумать и про всю свою жизнь, он тоже понял бы, что вообще никогда никому не желал зла». Именно доброта спасает его от рокового шага, не дает перешагнуть границу добра и зла. Дикая сцена готовящегося ночного убийства кончается тем, что Спирька «ясно вдруг понял: если он сейчас выстрелит, то выстрел этот потом ни замолить, ни залить вином нельзя будет». Он решил застрелиться сам.

«В душе наступил покой, но какой-то мертвый покой, такой покой, когда заблудившийся человек до конца понимает, что он заблудился, и садится на пенек. Не кричит больше, не ищет тропинку, садится и сидит и все».

Ствол, направленный в другого, Спирька развернул и направил в свою грудь. Только можно было разорвать цепь «зла-греха», которой была окована его судьба.

Первое свое преступление Спирька совершает в бане. Баня – опасное, нечистое в народной мифологии место. Он не решается застрелиться на кладбище, где не место самоубийцам, нечистым, «заложным» покойникам. Спирька застрелился в красивом месте, в лесу, среди природы.

В итоге совершенно очевидно, что жизнеописание Спирьки выстроено по той же сюжетной схеме, что и жизнеописание Святополка:

- рождение от блуда;

- злая судьба (и здесь трагизм заключается в том, что изменить ее не во власти героя);

- злая смерть (самоубийство). 



«Сураз»

«Сураз» - рассказ-судьба, в котором жизнь героя прослеживается от рождения до смерти. Произведение делится на две части, в первой рассказывается о Спирьке вообще, а во второй - об истории с учителями. Спирька Расторгуев - рубаха-парень, помогает всем, кто просит и не просит, он размашистый, стихийный, порывистый. Он живет как попало, не задумываясь о жизни. Его «удаль молодецкая» не осмыслена. Как и многие герои шукшинских произведений, Спирька особенный персонаж. Он очень красивый, у него нет семьи и хозяйства. Его девиз - «мне до фени». Ему «до фени» то, что ценно для других в деревне, ведь обычно в его возрасте (36 лет) все уже женаты, имеют детей. Спирька же лишен этого. Другие.люди не указ.Его жизнь рано «скособочилась».

Самым значимым в себе он считает свое незаконное происхождение. Первое, о чем Спирька сообщил учителям, было то, что он - сураз. Это тоже «не как у всех», не по «норме». Для человека всегда важны корни, и, лишенный отца, Спирька вырос «скособоченный».Спервых строк бросается в глаза несоответствие внешнего и внутреннего в герое. В детстве на учительницу он до скандала разозлился за то, что его сравнили с кем-то другим. Вся его дальнейшая жизнь шла на энергии сопротивления, Спирька пытался доказать свою отличность от других. Он не вернулся в школу, сбежал на фронт, попал в тюрьму из-за чистого хулиганства (украл с другом ящик водки, отстреливался из бани, но никого не убил - потому что не хотел совершать настоящего преступления, был очень добрым в душе). Его задачей было не сделать плохо, а сделать так, чтобы это все заметили. Спирька добрый, однако в своей доброте не лишен самолюбования. Иногда, делая хороший поступок, он думал: «что, ничего я мужик?». Хотя однажды он скинул Нюрке во двор зерно в тайне ото всех.

Спирькаматершинничает и шастает к одиноким бабам. Как назло любит пострашнее, потому что вновь хочет показать, что особенный. На самом деле ему вовсе не «до фени» на свою красоту, он радуется ей, когда целует Ирину.Он говорит, что делает все назло кому-то, а получается - себе.

К Ирине, учительнице, он испытывает нежность - хочет погладить горлышко, поцеловать. У него нет намерений опозорить ее, посмеяться над ней. Это светлое чувство впервые появилось в Спиридоне, поэтому он растерян, не знает, как себя вести. Это стихия, порыв. Спирька не думает, зачем это ему, надо ли Ирине, как отреагирует муж, что будет потом. Его повлекло к этой женщине, и он пошел к ней. Поэтому он не таится и не думает о том, что совершает плохой поступок.

Спирька захотел убить Сергея, мужа Ирины, потому что тот его обидел, унизил. Однако Спирька не выстрелил, потому что пожалел Ирину, а еще потому, что на самом деле не хотел убивать. Это был просто стихийный порыв, над которым Спирька не успел поразмыслить. Он никогда зла не делал и вряд ли бы сделал по своей безраздельной доброте.

Первоначально Шукшин сделал в рассказе другой финал, а потом дописал произведение. В 1м варианте герой застрелился на кладбище, а во 2м получил еще сутки жизни. Этим Шукшин хотел показать, что самоубийство - первое осознанное решение Спирьки, а не такое же стихийное, как все прочие поступки в его жизни. Герой застрелился, потому что ощутил пустоту в душе, понял, что ему незачем жить, не за что цепляться. То, что всю жизнь было «до фени», оказалось единственно нужным и важным. Он ощутил «мертвый покой» в душе - вся жизнь обернулась против него. Жизнь, прожитая «напоказ», для других, догнала героя. Однако он все же не смог бросить своей привычки «делать не как все» - застрелился необычно, «из-под себя».

На его похоронах многие плакали, ведь Спирьку любили, и он был нужен селу: нестандартный, непохожий на других, интересный человек. У героя говорящая фамилия - Расторгуев. «Расторговать» - значит бессмысленно растратить, иСпирька также растратил свою жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий