пятница, 11 сентября 2020 г.

Новые вопросы по первому акту "Бесприданницы"

 

Бесприданница, первый акт

1. Прокомментируй ремарку. Какое значение в развитии характеров и конфликта имеют выделенные слова. 

Действие происходит в настоящее время, в большом городе Бряхимове на Волге.

Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной; направо от актеров вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная решетка, за ней вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.; на площадке столы и стулья: один стол на правой стороне, подле кофейной, другой — на левой.

 

2. Обратите внимание, что зрители/читатели с первых слов второго явления первого действия знают, что Паратов УЖЕ едет! А Лариса Дмитриевна - только в начале второго действия:

Огудалова. Да кто приехал-то?
Карандышев. Ваш Сергей Сергеич Паратов.
Лариса в испуге встает.
Огудалова. А, так вот кто!
Лариса. Поедемте в деревню, сейчас поедемте!

3. Островский назвал Бесприданницу психологической пьесой, следите за психологическими деталями, за состоянием героев. Например:  

выходит  Кнуров и, не обращая внимания на поклоны Гаврилы и Ивана, садится к столу, вынимает из кармана французскую газету и читает. 

Как эта ремарка с газетой "сыграет" в дальнейшем?


4. Обратите внимание, как эмоционально реагирует Кнуров на НОВОСТЬ:

Кнуров. Как замуж? Что вы! За кого?

5. Прокомментируйте слова Василия Данилыча в контексте всей пьесы:

Не то время. Прежде женихов-то много было, так и на бесприданниц хватало; а теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет — бесприданницам-то и недостает.

6. Обратите внимание, что

дворяне только Паратов и Карандышев, да и то один совсем обедневший, живущий на жалование, а другой "блестящий барин, из судохозяев, лет за 30". Харита Игнатьевна, видимо, из мещан, а отец Ларисы Дмитриевны тоже дворянин. Ну ещё князек, который зарезал, и шулер.

Как это характеризует героев и основной конфликт?

7. Обратите внимание, что Кнуров считает, что

бесприданницы-то и находят женихов хороших, а  Вожеватов отвечает: Не то время.

Что можно сказать о Кнурове и Вожеватове в связи с этим?

8. Обратите внимание, что, по мнению Василия Данилыча, Лариса Дмитриевна ведёт себя не как бесприданница. Вспомните, что он говорит о Ларисе.


9. Прокомментируйте оценку Вожеватова:

Кто его знает; ведь он мудреный какой-то. А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила.

А как бы вы охарактеризовали Паратова? Ларису и ее поведение?

11. Что вы можете сказать о Василии Данилович Вожеватове по его отношению к Ларисе?  Например:

А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная! (Смеется.) Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила.
Скандалище здоровый! (Смеется.)

Приведите другие примеры.
А как относится к Ларисе Дмитриевне Кнуров? Приведите примеры.

12. Прочитайте реплики Ларисы Дмитриевны и опишите ее психологическое состояние:

«Довольно, — говорит, — с нас сраму-то: за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду».

13. Прокомментируйте ремарки:

Входят Карандышев, Огудалова, Лариса. Вожеватов встает и кланяется. Кнуров вынимает газету.
Лариса в глубине садится на скамейку у решетки и смотрит в бинокль за Волгу

14. Как бы вы охарактеризовали разговор Ларисы Дмитриевны и Юлия Капитоныча в конце первого акта? Обратите внимание на ремарки и реплики, приведённые ниже:

а) Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором? Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно. Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их!

б)Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна.

в)Цыганский табор... Да, это, пожалуй, правда... но в этом таборе были и хорошие, и благородные люди.

г)Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной.
Карандышев. Не понимаю-с, не понимаю, что в нем особенного; ничего, ничего не вижу. Смелость какая-то, дерзость... Да это всякий может, если захочет.
Да какая ж такая, что тут необыкновенного? Стоит только напустить на себя.
Сердца нет, оттого он так и смел.

Кто из героев прав в оценке Паратова: - идеал или напускное, фальшивое, сердца нет?


д)Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда... Успокойтесь, он не явился, а теперь хоть и явится, так уж поздно... Вероятно, мы никогда и не увидимся более.

На Волге пушечный выстрел.

Что это?Карандышев. Какой-нибудь купец-самодур слезает с своей баржи, так в честь его салютуют.Лариса. Ах, как я испугалась!Карандышев. Чего, помилуйте?Лариса. У меня нервы расстроены. Я сейчас с этой скамейки вниз смотрела, и у меня закружилась голова. Тут можно очень ушибиться?Карандышев. Ушибиться! Тут верная смерть: внизу мощено камнем. Да, впрочем, тут так высоко, что умрешь прежде, чем долетишь до земли.Лариса. Пойдемте домой, пора!Карандышев. Да и мне нужно, у меня ведь обед.Лариса (подойдя к решетке). Подождите немного. (Смотрит вниз.) Ай, ай! держите меня!Карандышев (берет Ларису за руку). Пойдемте, что за ребячество! ( Уходят).

15. Первый акт заканчивается появлением Паратова. А зачем в пьесе нужен Робинзон? Обратите внимание, как он себя ведёт, что, говорит.



Комментариев нет:

Отправить комментарий