В тексте особенно
запоминаются два ярких эпизода, раскрывающих суть творческого мышления. Первый
— когда Чуковский ведёт диалог с сосной, обращаясь к ней как к живому существу:
"Слушай, Дерево!" (предложения 25-27). Второй — сцена с игрушечным
львом, который в руках писателя вдруг становится "Царём джунглей"
(предложения 52-58). Эти примеры прекрасно иллюстрируют, как творческий человек
умеет оживлять окружающий мир, наполняя его фантазией и особым смыслом. Между
ними существует глубокая связь: оба показывают способность творца видеть за
обычными предметами и явлениями целые истории и характеры.
Авторская позиция
выражена достаточно ясно. Юрий Коваль убеждён, что творческое мышление — это
сочетание наблюдательности, богатого воображения и особого чувства юмора. Об
этом прямо говорит сам Чуковский: "Говорят, что у меня резкий ум критика и
доброе сердце сказочника" (предложение 34). Такое сочетание позволяет
творческому человеку одновременно видеть мир трезво и преобразовывать его силой
своего воображения.
Трудно не
согласиться с такой точкой зрения. История литературы и искусства знает
множество примеров, когда писатели и художники умели разглядеть необычное в
обыденном. Достаточно вспомнить Гоголя, который мог увидеть целую поэму в
шинели мелкого чиновника, или Шекспира, превратившего историю о влюблённых
подростках в вечную трагедию. Все они обладали тем особым зрением, которое
позволяет творцу видеть мир иначе, чем обычные люди.
Таким образом,
творческое мышление — это драгоценный дар, который позволяет человеку не просто
воспринимать окружающую действительность, но и преобразовывать её, наполняя
новыми смыслами и образами. Именно это качество делает возможным создание
настоящих произведений искусства, способных пережить своих создателей и
продолжать вдохновлять новые поколения читателей и зрителей.
Эти примеры проявления творческого мышления говорят о том, что творческая личность остро реагирует на окружение, на внешнее воздействие. С другой стороны, творческой личности есть что сказать нашему миру, людям: «Художник должен что-то иметь в папке, в записной книжке, а главное, здесь, – и он стукнул пальцем в поролоновый лоб английского льва», - заканчивает автор свой «рассказ о Корнее Чуковском, которого слушал однажды вместе с деревом».
Мне понятно мнение Коваля о Корнее Чуковском. Можно сказать,
что Коваль не только любит, прощает, понимает этого человека, но и разделяет
его злой, ироничный и в то же время добродушный взгляд, характерный, вероятно,
для настоящего творческого мышления.
362 слова
Напишите сочинение-рассуждение по
проблеме, поставленной в исходном текста «В чём заключается особенность
творческого мышления?».
Сформулируйте позицию автора
(рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте
раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из
прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и
поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными
примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё
отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите
в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный
или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых
являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и
другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения – не менее 150
слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа
оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и
разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного язык.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Корней Иванович был в огромных
валенках. (2)Я таких никогда не видывал. (3)Валенки, наверно, валяли на заказ,
специально для него.
(4)Корней Иванович шагал впереди
меня по узкой тропинке, пробитой в глубоком снегу, я семенил за ним. (5)Вдвоём
на тропинке уместиться мы никак не могли.
– (6)Прочитайте же свои стихи, –
сказал Корней Иванович, не оборачиваясь.
(7)Положение для чтения стихов было
не самым выгодным, даже незавидным, но другого случая почитать Чуковскому свои
стихи могло и не представиться, и я начал:
(8)Жили-были лилипуты,
Лилипуты-чудаки!
(9)Ели, пили лилипуты, Примеряли
пиджаки,
– продолжал я, стараясь угнаться за
Чуковским, –
Лили, лили лилипуты,
Лили, лили лимонад!
– (10)Лимонад? (11)А вы знаете,
какой хороший лимонад пил я в Тбилиси?
(12)Чтение стихов несколько
прервалось. (13)Я слушал про тбилисский лимонад, по-прежнему семеня за Корнеем Ивановичем.
(14)Прогулка обрастала людьми.
(15)Скоро уже небольшая толпа ходила вокруг Корнея Ивановича, а сам он двигался
то к своему дому, то к дому творчества писателей, я шёл чуть сбоку, чуть сзади.
(16)Лилипуты откипели во мне.
– (17)Ташкент! – громко рассказывал
Корней Иванович. – (18)Там в баню рвались, как на концерт Шаляпина: вставали в
очередь за семь часов до открытия…
– (19)Корней Иванович, – прервал
его кто-то, – а ведь врачи вам запретили много говорить на морозе.
– (20)Ну и что? – сказал Чуковский.
– (21)Я не вижу здесь врачей.
– (22)Но всё-таки… надо поберечься!
– (23)Да ведь и рассказать
кому-нибудь надо! (24)Ну вас, лучше я дереву расскажу.
(25)Он остановился и, слегка
поклонившись заваленной снегом сосне, густо сказал:
– (26)Слушай, Дерево!
(27)Сосна дрогнула; с веток её
посыпался сухой снег.
(28)Литераторы с палками отсеялись,
разошлись, отпрощались.
(29)Мы с Корнеем Ивановичем
остановились у крыльца его до́ма. (30)Я уже понял, что Корней Иванович любит
подсмеиваться и над собой, и над окружающими, и поэтому очень его стеснялся,
разговаривал с ним невпопад.
– (31)Извините, – сказал я. –
(32)Вы странно смеётесь: и зло, и добродушно.
(33)Корней Иванович нахмурился,
оглядел меня, сомневаясь, что перед ним такой уж великий знаток разных видов
смеха, потом улыбнулся.
– (34)Говорят, что у меня резкий ум
критика и доброе сердце сказочника. (35)Понимаете?
(36)Я не знал, понимаю ли я, но
кивнул, что понимаю. (37)К словам Чуковского надо прислушиваться внимательно: в
них всегда скрыта ирония. (38)Кажется, хвалит кого-то, ан нет – ругает, вот
поругал, ан нет – похвалил.
– (39)Так дочитайте же про
лилипутов, самое время.
(40)Я продолжил читать; сбивался.
(41)На аллее читалось легче. (42)Дослушав меня, Корней Иванович сказал:
– (43)Лучше быть юным поэтом,
подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их.
(44)И глянул на меня – глянул
странно. (45)Можно бы сказать «зорко», но не совсем так. (46)Он глядел на меня,
как будто уже точно, наверняка знал, на что я способен, и даже предвидел всю
мою будущую судьбу, даже вот до этого момента, когда я через 20 лет напишу эти
строчки.
(47)После обеда с пирожками к
Корнею Ивановичу пришла медицинская сестра: она должна была взять кровь на
анализ. (48)Пока она готовила пробирки, я показывал Чуковскому свои рисунки.
(49)Корней Иванович хмыкал, кивал, иногда говорил: «Ах вот oно что!» или,
взглянув на медсестру: «Насчёт крови: в некоторых ваших рисунках она есть, а в
некоторых её нет».
(50)Разбираться, в каких рисунках
кровь есть, а в каких её нет, мы не стали.
(51)Корней Иванович снял со шкафа
оранжевого льва, сделанного, скорей всего, из поролона, на груди у льва висел
шнурок.
– (52)Вот смотрите, какая штука, –
сказал Чуковский и тут же дёрнул льва за шнурок – лев зарычал и вдруг сказал
по-английски: – (53)Ай эм э риал лайон. (54)Ай эм зе кинг еф джанглз.
– (55)Я настоящий лев! (56)Я царь
джунглей! – перевёл Корней Иванович. (57)И тут у Чуковского сделался такой вид,
как у царя джунглей, львиный вид, и я окончательно увидел, с кем имею дело.
(58)Передо мной был действительный Царь джунглей, и джунгли эти назывались
Переделкино – дачный городок писателей. (59)Невиданные сверхсплетения времени и
судьбы́ окружали Корнея Ивановича, а уж он-то был Царь этих джунглей, и, если
выходил пройтись (Лев в валенках), ему приветливо махали палками. (60)И я
возгордился, что однажды случайно оказался спутником льва – Царя переделкинских
джунглей.
– (61)Извините, Корней Иванович, –
совершенно некстати сказал вдруг я, – а нельзя ли мне нарисовать ваш портрет?
(62)Сделав два наброска, я принялся
за третий, который пошёл корявей всех, нервно пошёл; и уж очень он был
«старательный». (63)Я знал, что рисунок обязательно придётся показать: должна
же модель в конце концов увидеть, что там чиркает художник.
– (64)Это надо уничтожить, – твёрдо
сказал Чуковский, посмотрев на рисунок.
(65)Я растерялся: такого могучего
подхода к делу я от модели никак не ожидал. (66)Царь джунглей!
– (67)Жалко, – сказал я.
– (68)А всё-таки надо.
– (69)Что – не похож? (70)Или в нём
нет крови?
– (71)Слишком много.
(72)Я разорвал рисунок и обрывки
его выбросил в корзину для бумаг.
– (73)Вот это правильно, – сказал
Чуковский. – (74)А помните, как я сказал: «Слушай, Дерево»? (75)Заметили, какое
это дерево?
– (76)Сосна.
– (77)Это – не обыкновенная сосна,
это – Переделкинская Сосна. (78)Её любят все писатели. (79)Не только я, но и
Катаев, однако от Катаева она лишь принимает поклонение, а мне отвечает
взаимностью.
– (80)Ещё бы, ведь вы – Царь
джунглей.
– (81)Царь джунглей этот лев, –
сказал Корней Иванович, кивнув на английскую игрушку.
– (82)Вряд ли, настоящий царь не
скажет: «Я – царь джунглей», он скажет: «Слушай, Дерево».
– (83)Да что вы привязались к этому
дереву? – Корней Иванович слегка на меня рассердился. (84)Львиные возможности
обозначились в его взоре. (85)Пора мне было откланяться.
– (86)А о рисунке не жалейте, –
сказал Корней Иванович, пожимая мне руку. – (87)Он не получился.
– (88)У меня есть ещё два, – сказал
всё-таки я. – (89)Чуковский задумался, оглядел меня и мою папку.
– (90)Запасливый, – сказал наконец
он, но не стал требовать, чтоб я раскрыл папку. – (91)Что ж… (92)Художник
должен что-то иметь в папке, в записной книжке, а главное, здесь, – и он
стукнул пальцем в поролоновый лоб английского льва.
(93)На этом я хочу закончить
рассказ о Корнее Чуковском, которого слушал однажды вместе с деревом. (94)Я
рассказал, что мог. (95)Есть, конечно, ещё кое-что в папке, да ведь глупо всё
из неё вынимать.
(По Ю. И. Ковалю*)
* Юрий Иосифович Кова́ ль (1938–1995)
– советский русский детский писатель и поэт, сценарист мультфильмов и фильмов
для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий