суббота, 19 октября 2024 г.

Чем опасно равнодушие?

Чем опасно равнодушие?

Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис) 3:15-22

Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Лев Толстой (Из письма двоюродной тетке А.А. Толстой)

С христианской точки зрения равнодушие, или теплохладность,  не дает человеку ощущать как собственную греховность, так и необходимую для христианина любовь к ближнему, ощущать желание деятельного добра ближнему. В мирском мире равнодушие – синоним слову «безразличие». В современном мире появился еще один синоним равнодушия – «толерантность». Если говорить об опасности равнодушия, то придется говорить об опасности равнодушия только для сознания самого равнодушного человека, то есть с христианской точки зрения. Также, говоря об опасности равнодушия, важно различать, явилось ли равнодушие первопричиной духовного оскудения  или равнодушие стало следствием общего оскудения жизни человека. Например, Яков Бронза из рассказа Чехова «Скрипка Ротшильда» воспринимал свою жизнь и жизнь человеческую в целом как убыточную, ущербную. В случае Якова то, что он ни разу не приласкал жену, забыл вербу и озеро, собственного ребеночка – следствие убыточной жизни, а не собственно равнодушие. Яков не равнодушен: по ночам он трогал струны скрипки… и становилось легче.

То, что равнодушие – нравственный выбор человека, доказывает и другой герой Чехова, доктор Рагин из «Палаты №6». Андрей Ефимович Рагин, так сказать, воспитывал в себе равнодушие, читая стоиков; забыв честолюбивые мечты юности, он махнул рукой и на диссертацию, и на больницу, и на безобразия русской уездной жизни: если  физическую  и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то она перейдет  на  другое, надо ждать, когда она сама  выветрится, - рассуждал он. Равнодушию, философии стоицизма доктора Рагина в рассказе противопоставлен больной манией преследования бывший судебный пристав дворянин Громов. Громов считает, что на боль и страдания необходимо отвечать,  реагировать! Криком  и  слезами,  негодованием, отвращением. Постепенно, разговаривая с Громовым, Рагин понимает, что быть равнодушным, быть стоиком невозможно, если ты честный совестливый человек. Получается, что стоицизм доктора, его равнодушие – самообман для успокоения собственной совести. Когда Рагин попытался быть неравнодушным, быть честным, то сам оказался в палате № 6 для душевнобольных. Ужаснувшись страданиям, которые люди испытывали годами, Андрей Ефимович умер от апоплексического удара.

По Толстому, каждый человек, чтобы жить честно, не должен быть равнодушным.

Таким образом, получается, что неравнодушие (или равнодушие) - нравственная категория. А значит, быть равнодушным не так опасно, как быть неравнодушным. Точно так же как быть человеком чести труднее (и опаснее), чем быть человеком бесчестным. Выходит, что нравственный выбор, который стоит перед человеком таков: быть равнодушным безопаснее в вопросах социальной и политической жизни, но равнодушие ведет к бесчестной жизни, к душевной подлости, по Толстому. Если же человек не проходит мимо «свинцовых мерзостей жизни», то есть проявляет неравнодушие, стараясь жить честно, то такой человек очень рискует сойти с ума (как Громов) или умереть от апоплексического удара (как Рагин).

Итак, отвечая на вопрос, чем опасно равнодушие, приходим к выводу, что равнодушие опасно только в нравственном (то есть в христианском) смысле утратой ощущения честно прожитой жизни, расчеловеченьем, духовным оскудением.

505 слов

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий