среда, 20 ноября 2024 г.

Итоговое сочинение на тему "Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?"

Помню, когда в 9 классе, читая "Героя... ", натолкнулся на этот афоризм, то очень расстроился: все мои дружбы оказывались не в мою пользу. Рабом же я себя никак не мог назвать. Так же как и главным в дружбе. 

Этот афоризм Лермонтова довольно долго не давал мне покоя, пока не забылся. Категоричность классика, неоспоримость суждений великого человека повергали в уныние: неужели я только раб, послушный исполнитель чужой воли, несамостоятельный, безвольный, бесхребетный ведомый, человек-слабак?

Среди героев романа Лермонтова никто не мог противостоять Печорину. Только доктор Вернер. 

Которого почему-то любили женщины (здесь Лермонтов отдаёт им должное: умеют увидеть духовную красоту) и с которым Печорин на равных. 

И пожилой Максим Максимыч, и горячий Азамат подчиняются Печорину, не говоря уже о Грушницком. 

В чем же дело? Неужели Лермонтов прав: из двух друзей один всегда раб другого? 

Нет. У Печорина нет друзей, Печорин не способен на дружбу. На его совести смерть Грушницкого и Бэлы, разбитое сердце Максим Максимыча и разрушенные жизни черкесов и контрабандистов. 

За внешней афористичностью и броскостью его слов кроется пустота, отсутствие смысла. Ведь если друг - раб, то он именно раб; не друг. 

Раб испытывает к господину рабские чувства; несвободные рабы не могут свободно дружить. Так же как господин-повелитель не может быть другом рабу. 

В основе дружбы отношения человеческие, Печорин же не может разделить с другим человеком горе или радость, потому что занят исключительно самим собой.  В словах Печорина о дружбе - эгоизм и равнодушие, пессимизм и разочарованность в людях, тщеславие, несвобода.

Другая красивая фраза, исполненная героического пафоса, встретилась мне еще в 8 классе в "Капитанской дочке": чем сто лет питаться мертвечиной, лучше один раз напиться живой крови. Так красиво обосновывает своё желание идти на Москву и стремление к свободе пушкинский Пугачёв. На ответ Гринёва я тогда даже не обратил внимания: так красив, широк и благороден был Пугачёв, что никого, казалось, рядом и поставить нельзя. 

Конечно, пиитический ужас (то есть сознание собственной обреченности) внушает и Пугачёв, и Печорин. Их обреченность на смерть вызывает сочувствие.

Трагическая судьба Пугачёва и трагическое бездействие Печорина делают их героями произведений искусства и исторических интерпретаций, однако всё же со словами Печорина, что из двух друзей один - раб, я не могу согласиться.

И, как Гринёв ответил Пугачёву, что жить убийством и разбоем – и значит питаться мертвечиной, так я отвечу Печорину: между рабами и господами нет дружбы, нет свободных человеческих отношений. А если Печорин видит в друзьях рабов – значит он просто не пригоден для дружбы. 

370 слов


Комментариев нет:

Отправить комментарий