воскресенье, 30 мая 2021 г.

ЕГЭ-сочинение по тексту Соболева о подвиге Кротких

       Текст Леонида Сергеевича Соболева – рассказ о подвиге девятнадцатилетнего комсомольца-краснофлотца Андрея Кротких. Можно сказать, что в тексте Соболева поднимается проблема героизма, ставится вопрос о том, почему в жизни всегда есть место подвигу.

Комментируя текст, следует привести первый пример-иллюстрацию, важный для понимания проблемы. В первом предложении автор обращает внимание, что «девятнадцатилетний Андрей Кротких, краснофлотец и комсомолец, служивший на борту миноносца, ненавидел грязную посуду как некий символ незадавшейся жизни».

Андрю Кротких выпала совсем не боевая часть – мыть  грязную посуду, и он даже не предполагал, что «подвигу в жизни всегда найдётся место».  Хотя по тревоге Кротких и был подносчиком снарядов, он сокрушался, что никогда «не станет героем войны», и  с завистью смотрел на товарищей, которые готовились воевать по-настоящему.  Этот фрагмент текста Соболева показывает, что предшествовало тому в жизни комсомольца Кротких, что сделало его способным совершить поступок, который оказался настоящим подвигом.

Продолжая комментировать текст, нельзя не привести в качестве второго примера-иллюстрации, важного для понимания проблемы, эпизод, когда загорелся ящик с минами и, «забыв о страхе, в два прыжка парнишка очутился у ящика и ухватился за дно». Комсомолец понимал, что «вслед за минами начнут рваться в пожаре снаряды, погреба и весь корабль». А еще Андрей Кротких видел, что задумал комиссар корабля Филатов, «и тут же в голове вспыхнула мысль: комиссар не должен погибнуть, он должен остаться в команде, иначе как же корабль без него!» Рассказывая о подвиге краснофлотца, Соболев не делает его сверхчеловеком. Автор обращает внимание, что «было так страшно, что он ринулся с кормы вслед за остальными», что «подлое, паническое малодушие и страх подогнули его колени», что, когда он схватил горящую мину из ящика, острая боль «захолонула сердце». Соболев подчеркивает, что, несмотря на боль и страх, Кротких, увидев, что комиссару Филатову грозит гибель, «надсаживаясь, поднял» горящий ящик со всеми оставшимися минами и «сбросил за борт». Таким образом, можно сказать, что автор показывает, что даже такие обычные парни, как Андрей Кротких, способны на подвиг.

Мы видим, что в тексте Соболева эти фрагменты (примеры-иллюстрации) со- противопоставлены.  Описывая незадавшуюся жизнь матроса-посудомойщика, автор усиливает эффект его подвига.

Авторская позиция в вопросе о том, что в жизни всегда есть место подвигу, что героем может стать простой посудомойщик, наиболее ясно выражена в последнем предложении: «взглянув в глаза комиссара, он понял: это было благодарное объятие за тот поступок, который только что совершил он, Андрей Кротких, обычный посудомойщик». Соболев считает, что героем может стать каждый и что в жизни всегда есть место подвигу.

Обосновывая свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста, могу сказать, что мне понятно его восхищение поступком Кротких, понятны чувства, которые испытывал этот матрос. Я, также как и автор, восхищаюсь героизмом и скромностью этого парня. И все же, думая о том, смог бы я поступить так же, я ловлю себя на мысли, что не стал бы жертвовать собой ради комиссара.

436 слов

 

 ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Девятнадцатилетний Андрей Кротких, краснофлотец и комсомолец, служивший на борту миноносца, ненавидел грязную посуду как некий символ незадавшейся жизни. (2)В самом деле, его товарищи по призыву готовились воевать по-настоящему. (3)Ему же выпала на долю странная боевая часть: мыть посуду — чем тут было гордиться?

(4)Правда, по тревоге Андрей Кротких был подносчиком снарядов. (5)Но вся его боевая работа была ничтожна: он вынимал из ящика снаряды и укладывал их на подстеленный возле орудия мат. (6)В обойму их вставлял уже другой краснофлотец, и оставалось только с завистью смотреть на него и сокрушаться, что со своей армией грязной посуды вряд ли Андрей станет героем войны. (7)Однако юный комсомолец даже не предполагал, как сильно он ошибался, ведь подвигу в жизни всегда найдётся место.

(8)Светало. (9)Миноносец подходил к месту высадки десанта; ящик с минами был поставлен на корме, готовый к погрузке на шлюпку. (10)Но вдруг корабль резко повернул, заверещал свисток командира: налетели самолёты — надо было отбиваться.

(11)Орудия залаяли отрывисто и чётко, но тут Трофимов, подносивший снаряды, упал, и орудие замолчало. (12)Тогда Кротких подскочил к нему и, быстро нагибаясь к снарядам, накормил голодную обойму. (13)Вскоре рядом с бортом встал огромный, очень высокий столб воды и дыма. (14)Андрей заметил лишь хвост самолёта с чёрным крестом и понял, что они всё-таки сбили фашиста. (15)Правда, молодой боец не успел ни обрадоваться, ни удивиться этому, потому что сзади него закричали:

— (16)Мины!

(17)Он обернулся. (18)Ящик с минами, стоящий на корме, горел. (19)Мины в нём вот-вот должны были начать рваться. (20)Кротких вдруг подумал, что, если это произойдёт, вслед за минами начнут рваться в пожаре снаряды, погреба и весь корабль. (21)С этой мыслью парень шагнул было к ящику. (22)Но тут, когда в стороне что-то грохнуло, ему показалось, что уже грянула взрывом пылающая в ящике смерть. (23)Это было так страшно, что он ринулся с кормы вслед за остальными. (24)Однако парень оказался позади всех, и отчаяние охватило его: если он споткнётся, ему никто не поможет. (25)Подлое, паническое малодушие и страх подогнули его колени. (26)И вдруг впереди, у носового мостика, он увидел комиссара корабля Филатова.

(27)Филатов, расталкивая встречных, бежал на корму, и Кротких догадался, что тот задумал. (28)Догадка эта поразила его. (29)И тут же в голове вспыхнула мысль: комиссар не должен погибнуть, он должен остаться в команде, иначе как же корабль без него! (30)Забыв о страхе, в два прыжка парнишка очутился у ящика и ухватился за дно. (31)Ящик был слишком тяжёл для одного человека. (32)Тогда он присел на корточки и схватил одну горячую мину. (33)Ладонь зашипела, острая боль на миг захолонула сердце, но Андрей всё же отправил мину за борт. (34)И тотчас схватил другую.

(35)Выпрямляясь с очередной миной в руках, он увидел комиссара: тот был уже совсем близко к своей возможной гибели. (36)Тогда Кротких, надсаживаясь, поднял на поручни опустошённый уже наполовину ящик. (37)Пламя лизнуло его лицо. (38)Бушлат загорелся. (39)Он отвернул лицо и сильным, резким толчком сбросил за борт ящик.

(40)Тут кто-то крепко и сильно схватил его за плечи. (41)Это был комиссар.

— (42)Ничего, товарищ комиссар, уже тухнет, — сказал он, думая, что комиссар тушит на нём бушлат, уже и без того почти прекративший гореть. (43)Но, взглянув в глаза комиссара, он понял: это было благодарное объятие за тот поступок, который только что совершил он, Андрей Кротких, обычный посудомойщик.

  

(по Л. С. Соболеву*)

Леонид Сергеевич Соболев (1898–1971) — советский писатель, журналист, Герой Социалистического Труда. 


ПРО ЕГЭ-СОЧИНЕНИЕ КРАТКО!

Комментариев нет:

Отправить комментарий