четверг, 14 ноября 2024 г.

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ проводится  в первую среду декабря: в 2024/25 учебном году это 4 декабря. Темы итогового сочинения формируют из закрытого банка тем ФИПИ Там около 2000 тем, поэтому подготовиться ко всем заранее невозможно. Темы не объявляют, но ФИПИ публикует структуру банка заданий: по ней можно понять, к чему и как готовиться.

Банк делится на три больших блока, в рамках которых организаторы придумывают темы:

  1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека.
  2. Семья, общество, Отечество в жизни человека.
  3. Природа и культура в жизни человека.

На экзамене ученик получает билет с шестью темами — по две темы на каждый раздел. Все они связаны с нравственными вопросами из разных аспектов жизни: с проблемами семьи, природы, духовных ориентиров. ФИПИ приводит как пример такие вопросы: «Что значит быть гражданином?», «Чем опасно равнодушие?» и так далее.

Школьник выбирает одну тему из шести и пишет сочинение-рассуждение, подкрепляя свою точку зрения аргументами из литературы или из жизненного опыта. Со ссылкой на литературное произведение должен быть хотя бы один аргумент.

Лучше готовиться ко всем трем тематическим разделам, а не к какому-то одному — тому, который легче других или просто больше нравится. Это на случай, если на экзамене не повезет с формулировкой темы в любимом разделе.

Чтобы не прогадать, советую использовать универсальные произведения — те, которые подходят сразу к нескольким тематическим блокам. 

Все документы по итоговому сочинению тоже публикует ФИПИ
Все документы по итоговому сочинению тоже публикует ФИПИ
Там же можно посмотреть пример экзаменационного билета
Там же можно посмотреть пример экзаменационного билета

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

Темы этого раздела посвящены выбору жизненного пути и рассуждениям о нравственных идеалах. Выпускникам предлагают подумать над такими философскими проблемами, как сиюминутное и вечное, свобода и ответственность, добро и зло, гордость и смирение, мечта и реальность. В этот блок входит четыре подраздела.

Внутренний мир человека и его личностные качества. Здесь пишут об образе жизни человека, его пути, духовных ориентирах, например о выборе между смелостью и трусостью, жестокостью и великодушием и так далее.

📚 Что почитать:

  1. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о честолюбии, благородстве, милосердии и верности долгу.
  2. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» о вере в мечту, трудолюбии и упорстве.
  3. Рассказ Дж. Джойса «Эвелин» о выборе жизненного пути.

Отношение человека к другому человеку. Основной мотив сочинений на такие темы — гуманные и антигуманные поступки, их причины и последствия.

📚 Что почитать:

  1. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» об эгоизме и разрушении судеб других людей.
  2. Рассказ Л. С. Соболева «Парикмахер Леонард» о силе духа, самоотверженности и готовности вселять в других надежду.
  3. Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» о равнодушном отношении к близким.

Познание человеком самого себя. Вопросы, которые человек задает сам себе, например, в ситуации нравственного выбора, при самоанализе или в момент осмысления поступков других.

📚 Что почитать:

  1. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» о внутренней борьбе и раскаянии преступника.
  2. Рассказ А. П. Чехова «Студент» о духовном прозрении человека и обретении смысла жизни.
  3. Стихотворение С. А. Есенина «Исповедь хулигана» — разговор с самим собой, осмысление лирическим героем собственной жизни.

Свобода человека и ее ограничения. Подраздел призывает поразмышлять над тем, где заканчивается свобода одного человека и начинается свобода другого.

📚 Что почитать:

  1. Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» о тоталитарном обществе будущего и полном контроле государства над всеми сферами жизни человека.
  2. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о жестокости и вседозволенности власти.
  3. Рассказ А. Грина «Зеленая лампа» о попытке искусственного ограничения свободы человека и ее последствиях.

Семья, общество, Отечество в жизни человека

Темы раздела посвящены человеку как представителю семьи, народа и эпохи. Здесь уместны рассуждения о взаимоотношении отцов и детей, общественном устройстве, о гражданских идеалах или народных подвигах.

Семья, род; семейные ценности и традиции. Темы этого блока затрагивают честь семьи, роль родительского наставления и воспитания, взаимоотношения родителей и детей.

📚 Что почитать:

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» о конфликте поколений и родительской любви.
  2. Рассказ А. Цыпкина «Повесть о женщине из другого времени» о любви близкого человека.
  3. Рассказ Р. Брэдбери «Вельд» о последствиях равнодушного отношения родителей к детям.

Человек и общество. Здесь предлагают порассуждать о взаимосвязи личного и общественного, отношениях героя и толпы, о вкладе отдельного человека в общественный прогресс.

📚 Что почитать:

  1. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» о противостоянии личности и общества, в котором процветают взяточничество, лицемерие и чинопочитание.
  2. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» о связи личного и общественного, о неприятии насилия.
  3. Рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница» о самопожертвовании ради служения обществу.

Родина, государство, гражданская позиция человека. Темы сочинений этого блока посвящены роли личности в истории, гражданским идеалам и героизму, исторической памяти общества.

📚 Что почитать:

  1. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» о пугачевском восстании, верности долгу и присяге, героизме и благородстве.
  2. Рассказ В. Катаева «Флаг» о коллективном подвиге и бесстрашии моряков.
  3. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» об Отечественной войне 1812 года.

Природа и культура в жизни человека

Сложный и интересный раздел. Его темы связаны с философскими, этическими и эстетическими проблемами. Обычно выпускникам нравится рассматривать актуальные вопросы, связанные с экологией, последствиями научно-технического прогресса, научной этикой. Менее популярны темы, посвященные роли искусства и бережному отношению к языку.

Природа и человек. Поводом для сочинения-рассуждения может быть бездумная деятельность человека, уничтожение природных богатств или влияние природы на жизнь человека.

📚 Что почитать:

  1. Роман Ч. Айтматова «Плаха» о вмешательстве человека в жизнь природы.
  2. Рассказ А. П. Платонова «Юшка» о целительной функции природы.
  3. Поэма С. А. Есенина «Сорокоуст» о трагическом конфликте между индустриальным городом и патриархальной русской деревней.

Наука и человек. Здесь можно рассказать об ответственности ученого за свои исследования и изобретения, о влиянии новых технологий на жизнь человека.

📚 Что почитать:

  1. Роман Д. Гранина «Зубр» о трудной судьбе ученого-генетика Николая Тимофеева-Ресовского.
  2. Рассказ Р. Брэдбери «Улыбка» об обществе будущего, пережившем ядерную войну.
  3. Рассказ Г. Уэллса «Похищенная бацилла» об опасности биологического оружия.

Искусство и человек. Темы подраздела охватывают широкий спектр проблем: это роль произведений искусства в жизни человека, проблемы творческого поиска и вдохновения, различение истинного искусства и лжеискусства, размышления о силе искусства и природе таланта.

📚 Что почитать:

  1. Мемуары И. Е. Репина «Далекое близкое» о природе творчества и создании произведений искусства.
  2. Рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» о целительной силе искусства.
  3. Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» о природе таланта, гениальности и мастерстве, о признаках истинного искусства.

Язык и языковая личность. Здесь можно попробовать порассуждать о связи языка с мышлением, культурой и историей.

📚 Что почитать:

  1. Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» — обратите внимание на скудный словарный запас Эллочки-людоедки и на то, как он отражает ее внутренний мир.
  2. Рассказ М. Зощенко «Обезьяний язык» об опасности засорения языка иностранными словами.
  3. Стихотворение А. Ахматовой «Мужество» о стойкости народа в борьбе за сохранение родной речи и культуры.


Суперкороткие произведения для всех разделов итогового сочинения ❤️

Дополните литматериал текстами уже прочитанных рассказов

О.Генри "Дары волхвов" и "Последний лист"

Вельд Брэдбери

Улыбка Брэдбери

Каникулы Брэдбери

Скрипка Ротшильда Чехов

Ионыч Чехов

Душечка Чехов

Крыжовник Чехов

О любви Чехов

Человек в футляре Чехов

Последний лист О’Генри

Дары волхвов О’Генри

Кавказ Бунин

Солнечный удар Бунин

Большой шлем Андреев

Акварельные краски Паустовский 

Старый повар Паустовский

Юшка Платонов


Суперрассказ для ИС - "Книга" Бунина. Ещё "Холодная осень" короткий рассказ

ВАЖНО: Все тексты достаточно универсальные и подходят для тем из разных блоков.


Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека, его личностные качества

- В. П. Аксёнов, рассказ «Завтраки 43-го года» 

- Ал. Чехов, рассказ «Слёзы крокодила» (одна страничка, 2 минуты на чтение)


1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

- Б. Екимов, рассказ «Кардабон» 

- И. С. Тургенев, стихотворение в прозе «Два богача» (там буквально 10 строчек, минута на чтение)

1.3. Познание человеком самого себя

- Б. Екимов, повесть «Предполагаем жить» (достаточно прочесть текст ЕГЭ про борщ)

- «Завтраки 43-го года» (см. п. 1.1)

1.4. Свобода человека и ее ограничения

- «Слёзы крокодила» (см. п. 1.1)


2. Семья, общество, Отечество в жизни человека


2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

- Ю. Нечипоренко, рассказ «Три ведра» (достаточно прочесть текст ЕГЭ про три ведра вишни)

- Р. Брэдбери, рассказ «Вельд» (оригинал читается 25 минут, можно прочесть краткое содержание на Briefly за 3 минуты) 

- М. А. Шолохов, рассказ «Судьба человека» (суперуниверсальное произведение, читается за 55 минут, можно прочесть краткое содержание на Briefly за 11 минут)

2.2. Человек и общество

- Л. Соболев, рассказ «Парикмахер Леонард» (достаточно прочесть текст ЕГЭ про парикмахера Леонарда)

- А. П. Чехов «Орден» (2 странички, 5 минут на чтение)

- «Завтраки 43-го года» (см. п. 1.1)


2.3. Родина, государство, общественная позиция человека

- Л. Кассиль, рассказ «Линия связи» (2 странички, 5 минут на чтение)

- «Судьба человека» (см. п. 2.1)


3. Природа и культура в жизни человека


3.1. Природа и человек

- К. Г. Паустовский, рассказ «Акварельные краски» (2 странички, 5 минут на чтение)

- Л. Кассиль, рассказ «Зелёная веточка» (достаточно прочесть текст ЕГЭ про интенданта Тарасникова)


3.2. Наука и человек

- М. Гелприн, современный рассказ «Свеча горела» (оригинал читается за 12 минут, можно прочесть краткое содержание на Briefly за 6 минут) 

- М. Шукшин, рассказ «Срезал» (оригинал читается за 15 минут, можно прочесть краткое содержание на Briefly за 4 минуты) 

- «Вельд» (см. п. 2.1)

- «Предполагаем жить» (см. п. 1.3)


3.3. Искусство и человек

- Г. Успенский, «Выпрямила» (оригинал читается за 45 минут, можно прочесть краткое содержание на Briefly за 4 минуты)

Старый повар Паустовский

- «Парикмахер Леонард» (см. п. 2.2)

- «Акварельные краски» (см. п. 3.1)

Допустимо использовать в качестве аргументации опору на собственные впечатления автора сочинения о любой прочитанной книге.


3.4. Язык и языковая личность

- И. С. Тургенев, стихотворение в прозе «Русский язык» (5 строчек)

- В. Шефнер, стихотворение «Слова» (14 двустиший)

- «Кардабон» (см. п. 1.2)

Допустимо использовать в качестве аргументации опору на собственные наблюдения автора сочинения по поводу языка любого из литературных произведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий