понедельник, 3 июня 2019 г.

Сочинение по тексту Паустовского про шедевры

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Осень в этом году стояла – вся напролёт – сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!
(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
545 СЛОВ
(По К.Г. Паустовскому*) * Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

СОЧИНЕНИЕ 
Константин Георгиевич Паустовский, русский и советский писатель, размышляет о том, как много шедевров вокруг человека. Это и величавый перелет журавлей по неизменным в течение тысячелетий воздушным дорогам, и осенний лист, "тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью"; это и "Василий Тёркин" Твардовского, и "Завещание" Лермонтова.
‌         Паустовский считает, что творения человека тогда приближаются к шедеврам природы, когда "открывает нам величайшее хранилище сокровищ — нашу землю". Писатель считает, что такие шедевры-творения природы не могут оставить равнодушным: неслучайно водитель грузовичка, помахав журавлям, долго не заводил мотор и все смотрел в небо, "все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей". Таким сокровищем является и журавлиный клин, прощающийся со Средней Россией, и осенний, отдающий вином воздух. "Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам", - заключает Паустовский. ‌Простой шофёр не мог оторваться от журавлей, долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушить затихающий небесный звон". Таковы шедевры природы. 
Говоря о шедеврах человеческого гения, рассказывая, о статуе Ники в Лувре, как эта вестница победы притягивает взгляды, Паустовский вдруг рассказывает историю о парижских нищих, греющихся у калориферных решёток, и человеческом великодушии: художница принесла нищей старушке стул, а восьмилетний мальчик поблагодарил пожилую художницу за то, что она оторвалась от своей копии Боттичелли. "Перед этим зрелищем человеческой нищеты и горя должны были померкнуть все мировые шедевры Лувра", "но таково светлое могущество искусства, что ничто не в силах омрачить его", - так закачивает этот эпизод автор. Таковы шедевры искусства. 
Говоря о литературных шедеврах, Константин Георгиевич вспоминает, кроме лермонтовского "Завещания", стихи Пастернака и Заболотского, Тютчева и Баратынского, пушкинское "На холмах Грузии..." и чеховские "Степь" и "Скучную историю". В каждом литературном шедевре, по мнению Паустовского, заключена "неувядаемость слов", "вечная новизна".
Что же объединяет шедевры природы и шедевры литературы и искусства? По мнению Паустовского, то, что никогда не сможет примелькаться: "совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость". То, что делает человека человеком, то, что делает его лучше. "Жажда совершенства движет жизнь. И рождает шедевры" - завершает свои размышления о шедеврах природы и человека Паустовский.
Точка зрения Паустовского мне понятна. Безусловно, наша культура - культура человеческая; и все созданное человеком, все созданное природой только тогда может называться шедевром, когда заставляет испытать катарсис, особого рода наслаждение от искусства (как говорили древние греки), или, как пишет Константин Георгиевич, все это покажется вам "целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла".
400 слов

Комментариев нет:

Отправить комментарий