Князь Мышкин о католицизме и о загадочной Русской душе (часть 4 глава VII)
Князь был вне себя.
— Павлищев... Павлищев перешел в католицизм? Быть этого
не может! — вскричал он в ужасе.
— Ну, «быть не может»! — солидно прошамкал Иван Петрович,
— это уж много сказать, и согласитесь, мой милый князь, сами... Впрочем, вы так
цените покойного... действительно, человек был добрейший, чему я и приписываю,
в главных чертах, успех этого пройдохи Гуро. Но вы меня спросите, меня, сколько
хлопот и возни у меня потом было по этому делу... и именно с этим самым Гуро!
Представьте, — обратился он вдруг к старичку, — они даже претензии по завещанию
хотели выставить, и мне даже приходилось тогда прибегать к самым то есть
энергическим мерам... чтобы вразумить... потому что мастера дела!
У-ди-вительные! Но, слава богу, это происходило в Москве, я тотчас к графу, и
мы их... вразумили...
— Вы не поверите, как вы меня огорчили и поразили! —
вскричал опять князь.
— Жалею; но, в сущности, всё это, собственно говоря,
пустяки и пустяками бы кончилось, как и всегда; я уверен. Прошлым летом, —
обратился он опять к старичку, — графиня К. тоже, говорят, пошла в какой-то
католический монастырь за границей; наши как-то не выдерживают, если раз
поддадутся этим... пронырам... особенно за границей.
— Это всё от нашей, я думаю... усталости, — авторитетно
промямлил старичок, — ну, и манера у них проповедовать... изящная, своя... и
напугать умеют. Меня тоже в тридцать втором году, в Вене, напугали, уверяю вас;
только я не поддался и убежал от них, ха-ха!
— Я слышала, что ты тогда, батюшка, с красавицей графиней
Левицкой из Вены в Париж убежал, свой пост бросил, а не от иезуита, — вставила
вдруг Белоконская.
— Ну, да ведь от иезуита же, все-таки выходит, что от
иезуита! — подхватил старичок, рассмеявшись при приятном воспоминании. — Вы,
кажется, очень религиозны, что так редко встретишь теперь в молодом человеке, —
ласково обратился он к князю Льву Николаевичу, слушавшему раскрыв рот и всё еще
пораженному; старичку видимо хотелось разузнать князя ближе; по некоторым
причинам он стал очень интересовать его.
— Павлищев был светлый ум и христианин, истинный
христианин, — произнес вдруг князь, — как же мог он подчиниться вере...
нехристианской?.. Католичество — всё равно что вера нехристианская! — прибавил
он вдруг, засверкав глазами и смотря пред собой, как-то вообще обводя глазами
всех вместе.
— Ну, это слишком, — пробормотал старичок и с удивлением
поглядел на Ивана Федоровича.
— Как так это, католичество вера нехристианская? —
повернулся на стуле Иван Петрович. — А какая же?
— Нехристианская вера, во-первых! — в чрезвычайном
волнении и не в меру резко заговорил опять князь, — это во-первых, а во-вторых,
католичество римское даже хуже самого атеизма, таково мое мнение! Да! таково
мое мнение! Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идет дальше: он
искаженного Христа проповедует, им же оболганного и поруганного, Христа
противоположного! Он антихриста проповедует, клянусь вам, уверяю вас! Это мое
личное и давнишнее убеждение, и оно меня самого измучило... Римский католицизм
верует, что без всемирной государственной власти церковь не устоит на земле, и
кричит: «Non possumus!». 1 По-моему, римский католицизм даже и не вера, а
решительно продолжение Западной Римской империи, и в нем всё подчинено этой
мысли, начиная с веры. Папа захватил землю, земной престол и взял меч; с тех
пор всё так и идет, только к мечу прибавили ложь, пронырство, обман, фанатизм,
суеверие, злодейство, играли самыми святыми, правдивыми, простодушными,
пламенными чувствами народа, всё, всё променяли за деньги, за низкую земную
власть. И это не учение антихристово?! Как же было не выйти от них атеизму?
Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них
самих начался: могли ли они веровать себе сами? Он укрепился из отвращения к
ним; он порождение их лжи и бессилия духовного! Атеизм! У нас не веруют еще
только сословия исключительные, как великолепно выразился намедни Евгений
Павлович, корень потерявшие; а там, в Европе, уже страшные массы самого народа
начинают не веровать, — прежде от тьмы и от лжи, а теперь уже из фанатизма, из
ненависти к церкви и ко христианству!
Князь остановился перевести дух. Он ужасно скоро говорил.
Он был бледен и задыхался. Все переглядывались; но наконец старичок откровенно
рассмеялся. Князь N. вынул лорнет и, не отрываясь, рассматривал князя.
Немчик-поэт выполз из угла и подвинулся поближе к столу, улыбаясь зловещею
улыбкой.
— Вы очень пре-у-вели-чиваете, — протянул Иван Петрович с
некоторою скукой и даже как будто чего-то совестясь, — в тамошней церкви тоже
есть представители, достойные всякого уважения и до-бро-детельные...
— Я никогда и не говорил об отдельных представителях
церкви. Я о римском католичестве в его сущности говорил, я о Риме говорю. Разве
может церковь совершенно исчезнуть? Я никогда этого не говорил!
— Согласен, но всё это известно и даже — не нужно и...
принадлежит богословию...
— О нет, о нет! Не одному богословию, уверяю вас, что
нет! Это гораздо ближе касается нас, чем вы думаете. В этом-то вся и ошибка
наша, что мы не можем еще видеть, что это дело не исключительно одно только
богословское! Ведь и социализм — порождение католичества и католической
сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в
противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой
потерянную нравственную власть религии, чтоб утолить жажду духовную
возжаждавшего человечества и спасти его не Христом, а тоже насилием! Это тоже
свобода чрез насилие, это тоже объединение чрез меч и кровь! «Не смей веровать
в бога, не смей иметь собственности, не смей иметь личности, fraternité ou la
mort, 2 два миллиона голов!». По делам их вы узнаете их — это сказано! И не
думайте, чтоб это было всё так невинно и бесстрашно для нас; о, нам нужен
отпор, и скорей, скорей! Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос,
которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок
иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать пред ними,
и пусть не говорят у нас, что проповедь их изящна, как сейчас сказал кто-то...
— Но позвольте же, позвольте же, — забеспокоился ужасно
Иван Петрович, озираясь кругом и даже начиная трусить, — все ваши мысли,
конечно, похвальны и полны патриотизма, но всё это в высшей степени
преувеличено и... даже лучше об этом оставить...
— Нет, не преувеличено, а скорей уменьшено; именно
уменьшено, потому что я не в силах выразиться, но...
— По-зволь-те же!
Князь замолчал. Он сидел, выпрямившись на стуле, и
неподвижно, огненным взглядом глядел на Ивана Петровича.
— Мне кажется, что вас слишком уже поразил случай с вашим
благодетелем, — ласково и не теряя спокойствия заметил старичок, — вы
воспламенены... может быть, уединением. Если бы вы пожили больше с людьми, а в
свете, я надеюсь, вам будут рады, как замечательному молодому человеку, то, конечно,
успокоите ваше одушевление и увидите, что всё это гораздо проще... и к тому же
такие редкие случаи... происходят, по моему взгляду, отчасти от нашего
пресыщения, а отчасти от... скуки...
— Именно, именно так, — вскричал князь, — великолепнейшая
мысль! Именно «от скуки, от нашей скуки», не от пресыщения, а, напротив, от
жажды... не от пресыщения, вы в этом ошиблись! Не только от жажды, но даже от
воспаления, от жажды горячешной! И... и не думайте, что это в таком маленьком
виде, что можно только смеяться; извините меня, надо уметь предчувствовать!
Наши как доберутся до берега, как уверуют, что это берег, то уж так обрадуются
ему, что немедленно доходят до последних столпов; отчего это? Вы вот дивитесь
на Павлищева, вы всё приписываете его сумасшествию или доброте, но это не так!
И не нас одних, а всю Европу дивит в таких случаях русская страстность наша: у
нас коль в католичество перейдет, то уж непременно иезуитом станет, да еще из
самых подземных; коль атеистом станет, то непременно начнет требовать
искоренения веры в бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Отчего это,
отчего разом такое исступление? Неужто не знаете? Оттого, что он отечество
нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился
ее целовать! Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных
тщеславных чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли
духовной, из жажды духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по
родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали!
Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во
всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в
атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль. Такова
наша жажда! «Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет». Это не мое
выражение. Это выражение одного купца из старообрядцев, с которым я встретился,
когда ездил. Он, правда, не так выразился, он сказал: «Кто от родной земли
отказался, тот и от бога своего отказался». Ведь подумать только, что у нас
образованнейшие люди в хлыстовщину даже пускались... Да и чем, впрочем, в таком
случае хлыстовщина хуже, чем нигилизм, иезуитизм, атеизм? Даже, может, и
поглубже еще! Но вот до чего доходила тоска!.. Откройте жаждущим и воспаленным
Колумбовым спутникам берег Нового Света, откройте русскому человеку русский
Свет, дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле!
Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может
быть, одною только русскою мыслью, русским богом и Христом, и увидите, какой
исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром,
изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и
насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без
варварства. И это до сих пор, и это чем дальше, тем больше! И...
Комментариев нет:
Отправить комментарий