СОЧИНЕНИЕ
В данном тексте Лесков создает образ очередного праведника, которого до описанного случая все считали пугалом, вором и разбойником, и ставит вопрос, почему мы за внешней угрюмостью и нелюдимостью не замечаем кротости и доброты сердца.
Рассказ Николая Лескова ведется от лица мальчика, который вслед за отцом и исправником (это полицейский чин) «поражен тем, что» «пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником». Поэтому, когда тётушка поняла, что забыла свою шкатулку с тысячами и драгоценностями в доме этого Селивана, все убеждены, что колдун и разбойник Селиван завладел шкатулкой и «уже скрылся куда-нибудь».
Особенно старается исправник (по должности он на страже закона): «Наше счастье, что все знают, что он вор… его никто не станет скрывать». Мы видим, все уверены: Селиван взял шкатулку тётушки. Исправник готов броситься в погоню. Таким образом, предвзятое мнение о Селиване и общую убежденность в его виновности можно считать первым примером-иллюстрацией, важным для понимания проблемы предвзятости и стериотипов в фомировании общественного мнения.Далее Лесков пишет, что все вскочили и остановились как вкопанные, когда, тяжело дыша от скорой ходьбы и волнения, вошел Селиван, поставил шкатулку на стол и сказал: «Сохранно…». «Я всё бёг за вами», - тихо молвил он. Отец обнял и поцеловал Селивана в голову, тетушка стала давать ему в руки сотенные… Здесь Лесков подробно описывает, как Селиван вошёл, как сказал, как сел. И это подробное описание неожиданного появления Селивана можно рассмотреть, как второй пример-иллюстрацию. важную для понимания проблемы предвзятости в оценке человека. Лескову важно не объяснить, а показать поведение Селивана, простого человека с доброй душой, простодушного и незлобивого.
Предвзятое отношение к Селивану (первый пример) и неожиданное появление простодушного Селивана (второй пример) противопоставлены. Селиван не взял денег, потому что ему чужого не надо, потому что не считал, что должен быть вознагражден за то, что поступил честно.
В благодарность отец отвез Селивана домой, а позднее привозил ему подарки. Селиван брал неохотно, он и так был благодарен: после этого случая «всё стали люди заезжать, пошёл доход».
После праздников по дороге в пансион мальчик опять останавливался у Селивана и всё думал: «Какое у него прекрасное и доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» Этот вопрос, который мучает мальчика, можно сформулировать как проблему предвзятого, недоброго отношения к человеку. Лескову важно показать, как стыдно стало отцу и тётушке, ведь они посчитали преступником человека простого, честного и прямодушного. Также Лескову важно подчеркнуть, насколько мужественнее, цельнее выглядит Селиван по сравнению со всеми подозревавшими его в воровстве окружающими. В последнем предложении Лесков сообщает, что в дальнейшие годы своей жизни он «сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым».
Думаю, Лесков хочет сказать, что если относится к человеку по-доброму, по-христиански, по-человечески, то и человек этот ответит тем же, проявит свою человечность. А первое впечатление, как и «общественное мненье», бывает неверным.
Я думаю, Лесков прав, хотя, возможно, не случись эта история с тетушкиной шкатулкой, Селивана так и считали бы вором, колдуном и разбойником. Лесков, вероятно, верит, что цельность и простота, прямодушие и кротость простого человека – залог его спасения. Изображая своих героев, не только праведников, Лесков верит, что внутренняя чистота в конце концов приведет простого русского человека к счастью.
450 слов
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...
(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:
– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?
(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке — словом, нигде... (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь — в руках Селивана...
– (9)Я сейчас скачу, скачу туда... (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! — говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...
(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.
(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.
– (14)Забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.
(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.
(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.
(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:
– Всё, всё как было!
– (19)Сохранно... — тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами... (21)Хотел догнать... (22)Простите, что сижу перед вами... (23)Задохнулся.
(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.
(25)Селиван не трогался.
(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.
(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.
– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.
– (29)За что? (30)Не надо!
– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.
– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?
– (34)Ну, ты хороший человек... (35)Ты не подумал утаить чужое.
– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.
(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.
(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.
(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:
– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать... (45)Пошёл доход... (46)Щи варили... (47)Нас не боятся, как прежде боялись.
(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»
(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?
(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.
(по Н.С. Лескову*)
* Николай Семёнович Лесков (1831–1895) — русский писатель, драматург, автор известных романов, повестей и рассказов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий