Блок приветствует бунт, ярость рабочих, приветствует стихию революции. Гумилев, вероятно, понимает, насколько не соотносится мир пролетария и интеллигента, поэта.
Смерть от штыка или пули, по мнению Блока, слаще и ярче. Смерть от пули, отлитой Рабочим, неизбежна, по мнению Гумилева.
Когда идёшь на приступ, не время думать о погибших, о растоптанных толпой: стихия революции несёт освобождение, от всего косного, старого. В стихотворение Гумилева нет восторга от революции, только неминуемость смерти от пули, которую "сделал в блузе светло-серой невысокий старый человек".
Таким образом, и стихотворение Блока 1904 года, и стихотворение Гумилева, написанное в год смерти, схожи не только тематически, но и идейно: оба стихотворения о неизбежность смерти. Только Гумилев предчувствует собственную гибель, а Блок - гибель старого мира.
Несмотря на то что Блок самый главный символист, а Гумилев глава цеха поэтов, оба стихотворения символичны, несмотря на простые конкретные детали в описании рабочих. Конечно, сами стихи Блока символические, а Гумилева акмеистические: ярость пылает и даль пуста у Блока - и сухая мятая трава у Гумилева; свеча в веселой памяти и железная стопа на теплом теле у Блока - и большая постель, "сонная и теплая жена" дома у Гумилева.
Высоко пылает ярость,
Даль кровавая пуста...
и
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
Или:
Только в памяти веселой
Где-то вспыхнула свеча.
И прошли, стопой тяжелой
Тело теплое топча...
и
Сравните два стихотворения на одну тему двух разных поэтов.Кончил, и глаза повеселели.
Возвращается. Блестит луна.
Дома ждет его в большой постели
Сонная и теплая жена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий