Страницы

Страницы

вторник, 5 октября 2021 г.

О "Черном монахе" Чехова (сочинение ученицы)

 Мне не хотелось отвечать на вопросы, поэтому я написала сочинение. Надеюсь, что так можно ?

«Черный монах» 

   Александра Б.

11 «В»


(Мне показалось, что вопросы довольно легкие, поэтому я решила просто проанализировать главного героя, его взаимоотношения с второстепенными персонажами и, в особенности, его психическое расстройство. Надеюсь, в этом ничего страшного нет)

 

         Автор сразу отмечает (с этого начинается произведение), что Коврин «утомился и расстроил себе нервы». Кроме того, на протяжении всего текста ни разу не говорится об Андрее Васильевиче, как о человеке здоровом, нет отсылок на его здоровое прошлое, отсутствует фактическое его «выздоровление» - лишь кратковременные неполноценные улучшения.

После совета доктора, Коврин сначала живет в родовом имении в полном уединении три недели, а затем едет в деревню по приглашению Песоцких.

Здесь он чувствует себя как в детстве, легко, «хоть садись и балладу пиши», а к Песоцким он относится снисходительно, по-доброму, люди эти «умиляют» его, но не более. Он не разделяет их взглядов, не понимает, каким значением для них обладают эти аллеи, клумбы, фруктовые деревья, пирамидные тополи. Когда разговор идет об обустройстве сада (и других особенностях Песоцких), Коврин обычно смеется, пожимает плечами, - в общем, относится к их «причудам» терпимо, снисходительно.

————————


«А для чего нужны облака?

— В пасмурную и облачную погоду не бывает утренников.

— Вот как!

Он засмеялся и взял ее за руку»

 

«На поверхности земли, как видишь, мороз, а подними на палке термометр сажени на две повыше земли, там тепло… Отчего это так?

— Право, не знаю, — сказал Коврин и засмеялся.»


«Если бы у вас с Таней наладился как-нибудь роман, то — что ж? я был бы очень рад и даже счастлив. Говорю это прямо, без жеманства, как честный человек.

Коврин засмеялся. Егор Семенович открыл дверь, чтобы выйти, и остановился на пороге.»

————————

         Завязкой произведения является первое упоминание монаха, которому предшествует мелодия, а точнее, серенада Брага, повествующая о девушке с больным воображением. Коврин слушал музыку «с жадностью и изнемогал от нее». Именно тогда он рассказывает Тане о таинственной легенде черного монаха. С этого момента и начинается некая двойственность в поведении Андрея Васильевича, а нервы его дают о себе знать. Теперь монах будет являться к нему постоянно, разговаривать, рассказывать о непревзойденном гении Коврина, его уникальности, величии. Сам герой желает этого - он неизменно ищет встречи с монахом, радуется его появлению и разговорам с миражом, который с каждым разом все сильнее наращивает эгоцентризм главного героя. Поэтому АВ (Андрея Васильевича) вовсе не пугает увиденное явление, он не испытывает ни страха, ни первородного желания объяснить себе увиденное. А ведь он, напомню, магистр, человек образованный.

 

«Не стараясь объяснить себе странное явление, довольный одним тем, что ему удалось так близко и так ясно видеть не только черную одежду, но даже лицо и глаза монаха, приятно взволнованный, он вернулся домой.»

 

 Во время разговоров с монахом самомнение Коврина просто ликует, каждое слово собственной галлюцинации он воспринимает с одобрением, решительным согласием, а после встречи становится возбужденным и чрезвычайно активным, веселым.

 

«Если бы ты знал, как приятно слушать тебя!»

«Странно, ты повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову»

 

Плод воображения говорит то, что хочет слышать, в общем-то, хозяин воображения. Устами черного монаха говорят самые худшие качества Андрея Васильевича, которые он так долго скрывал даже от самого себя. Монах - олицетворение гордыни, чванливости, гонора главного героя.

Причем, не только галлюцинация пробуждает в Коврине эти чувства. Таня и Егор Семеныч (единственные люди, с которыми он нормально контактирует всё время в деревне, то есть бóльшая часть его социума) тоже, пусть порой и невольно, превозносят его.

 

«Вы ученый, необыкновенный человек»

«Вы забудете про нас через два дня. Мы люди маленькие, а вы великий человек.»

«Ты человек умный, с сердцем»

 

Андрей Васильевич верит этим словам, никогда их не отрицает, даже если говорящий при этом (чаще всего Таня), возвышая Коврина, опускает себя.

На самом деле же как таковой любви главный герой к Татьяне не испытывает. Да, как было сказано выше, он считает ее милой, доброй и т.д., но никакого высокого чувства здесь нет. В действительности же, Коврин говорит Тане о своих чувствах только после встречи с монахом. С этой возбужденностью, нервической радостью после разговора с галлюцинацией, он готов признаться в чувствах всему миру, даже первому встречному столбу, не говоря уже о девушке (единственной в деревне! (не считая гостей)), с которой он с самого начала видит возможным завести роман.

————————

«…он вспомнил то, чему учился и чему сам учил других, и решил, что в словах монаха не было преувеличения.

Навстречу по парку шла Таня»      

[Сразу после первого разговора с монахом]

 

«Он сел на диван и обнял голову руками, сдерживая непонятную радость, наполнявшую все его существо, потом опять прошелся и сел за работу. Но мысли, которые он вычитывал из книги, не удовлетворяли его. Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего»      

 

[После первой встречи с монахом]

————————

Иными словами, на месте Тани могла оказаться и другая девушка. Разве что Песоцкая, в отличие от других женщин, была «нервна в высшей степени», как и сам главный герой. Этим, в общем-то, она ему и понравилась: «Он никогда бы уж не мог полюбить здоровую, крепкую, краснощекую женщину».

 

 

 

 

Двойственность Коврина.

 

В нервическом расстройстве АВ существуют периоды, которые можно разложить на:

1)        Вера в свой божественный гений/Эпизоды, в которых его болезнь имеет активную форму (отмечено черным цветом)

2)        Осознание болезни, страх перед ней/Эпизоды,в которых его болезнь имеет пассивную форму (отмечено зеленым цветом)

Переломные моменты:

 

    Серенада Брага (!)

    Разговор монаха и Коврина в спальне, свидетелем которого стала Таня

    Письмо Тани

    Серенада Брага (!)

    Смерть

 

Интересно, что вовремя лечения Андрей Васильевич становится крайне раздражительным и угрюмым. Он грубит Егору Семеновичу, характер которого больше не может терпеть, винит семью Песоцких в том, что сделали его жизнь скучной, а его самого - посредственным и неинтересным.

 

——————

«Водевильные дядюшки, вроде твоего отца, с сытыми добродушными физиономиями, необыкновенно хлебосольные и чудаковатые, когда-то умиляли меня и смешили и в повестях, и в водевилях, и в жизни, теперь же они мне противны. Это эгоисты до мозга костей. Противнее всего мне их сытость и этот желудочный, чисто бычий или кабаний оптимизм.»

 

«… всё это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален»

——————

 

В самом деле же, мрачность и вспыльчивость Коврина объясняется потерей веры в свою уникальность. Когда никто не знал о существовании черного монаха, Андрей Васильевич пусть и догадывался о своей болезни, но ему хотелось верить - и он верил. Никто вокруг не указывал на его безумие, был лишь монах и его сладкие речи, которым чрезвычайно легко поверить. Когда же каждый день Коврин вынужден был пить бромистый калий и молоко, принимать теплые ванны и терпеть надзор над собой, у него не оставалось возможности верить в свое превосходство и величие. Не осталось больше смысла существования. Он был гениален и, казалось, влюблен, но мир обрушился на его глазах, и забота «близких» людей ему не поможет. Коврин внешне (и внутренне) состарился, не стремится более к вершинам науки, наскучила ему собственная псевдо-любовь и французские романы.

 

Андрей Васильевич не перестает верить в монаха и ожидать его появления вплоть до развода и письма Тани, когда больной действительно признает, он - посредственность.

 

«Коврин теперь ясно сознавал, что он — посредственность, и охотно мирился с этим, так как, по его мнению, каждый человек должен быть доволен тем, что он есть.»

 

Жаль только , что скоро он снова слышит Ту Самую Серенаду, вновь возвращается вера, вновь возвращается монах. А затем смерть, счастливая оттого, что умирает Коврин с осознанием: «Я все-таки особенный».

Итог: Искренне любящую Таню жалко, как и ее простого, ни в чем (почти) неповинного отца. Коврин ужасен, но его тоже жалко, потому что человек слаб и всегда хочет надеяться.

 

 

 




Комментариев нет:

Отправить комментарий