Страницы

Страницы

понедельник, 22 марта 2021 г.

Перехо́дные и неперехо́дные глаго́лы

 

Перехо́дные и неперехо́дные глаго́лы — лексико-грамматические разряды глаголов (см. Лексико-грамматический разрядГлагол), различающиеся по значению и синтаксическим особенностям.

см. Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено, обращено на объект: строить дом, съесть обед. Объект — это очень широкое понятие, которое распространяется не только на конкретные предметы (рисовать картину, жарить мясо, красить забор, сжечь рукопись), но и на абстрактные понятия (чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость).

При переходных глаголах объект выражается прямым дополнением — формой вин. падежа без предлога: написать (что?) поэму, любить (кого?) друга.

Не является прямым дополнением вин. падеж без предлога, обозначающий определенный промежуток времени или пространства. В этом случае он обозначает меру действия, т. е. выступает в функции обстоятельства: сидел весь день, думал целый час, спал всю дорогу. Здесь нельзя задать обычные вопросы кого? что?, на которые отвечает прямое дополнение.

В двух случаях прямой объект выражается формой род. падежа:

1если действие охватывает не весь объект, а только часть его: съел хлеба, выпил молока;
2если при глаголе имеется отрицание: не пил молока, не ел хлеба, не читал газеты, не колол дров.

Переходные глаголы могут образовывать формы страдательного залога см.; большинство переходных глаголов образует форму страдательного причастия см..

К см. непереходным относятся все остальные глаголы (лежать, хотетьидтиспатьбелетьумыватьсявозвращаться и др.), в том числе глаголы, которые иногда называют см. косвенно-переходными, при которых тоже должно быть дополнение, но это дополнение выражается не вин. падежом без предлога, а другими падежами и предложно-падежными конструкциями (гордиться сыномиграть в футболдумать о будущем).

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения в форме вин. падежа и не отвечают на вопросы кого? что? Непереходные глаголы не имеют форм страдательного залога, не образуют страдательного причастия. Часть непереходных глаголов имеет морфологический показатель непереходности — постфикс -сясобиратьсяссориться (см. Возвратные глаголы).

В выражении значений переходности / непереходности могут также участвовать суффиксы и приставки. Непереходные глаголы от имен прилагательных образуются с помощью суффикса -е-. Он указывает на накопление субъектом каких-либо признаков: умн(ый) — умнеть (становиться умным), бел(ый) — белеть (становиться белым). Переходные глаголы от имен прилагательных имеют суффикс -и-: син(ий) — синить белье (делать синим), бел(ый) — белить потолок (делать белым) и т. п. Большинство глаголов этого типа соотносительны с непереходными глаголами с суффиксом -е-. Ср.: синеть (непереходный) — синить (переходный), белеть (непереходный) — белить (переходный), леденеть (непереходный) — леденить (переходный). По переходности / непереходности противопоставлены также члены пар: обессилеть (остаться без сил) — обессилить (лишить кого-либо сил), ослабеть (стать слабым) — ослабить (сделать кого-либо слабым), охладеть (к чему-либо самому) — охладить (кого-либо, чей-либо пыл) и т. п.

Граница между переходными и непереходными глаголами не абсолютна. Многозначные глаголы в разных значениях могут относиться то к переходным, то к непереходным. Напр., глагол писать является переходным в значении ‘создавать, сочинять художественное (литературное, живописное, музыкальное) или научное произведение’: писать рассказы, картину, оперу, диссертацию. Этот же глагол является непереходным в значении ‘уметь пользоваться письменной формой речи’: Мальчик уже пишет (т. е. умеет писать). Ср. также различие переходности / непереходности в примерах: Ребенок читает книгу (действие субъекта переходит на прямой объект). — Ребенок уже читает (субъект обладает определенными способностями).

Некоторые непереходные глаголы, присоединяя приставку, становятся переходными: ходить (непереходный) — переходить улицу, исходить весь город (переходные); плыть (непереходный) — переплыть реку (переходный); играть в футбол, в лотерею (непереходный) — выиграть матч, выиграть приз (переходные). Поэтому состав переходных глаголов активно пополняется за счет приставочных образований.

АвторСмирнов И. Н.

МорфологияГлагол



Перехо́дные и неперехо́дные глаго́лы — лексико-грамматические разряды глаголов (см. Лексико-грамматический разрядГлагол), различающиеся по значению и синтаксическим особенностям.

см. Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено, обращено на объект: строить дом, съесть обед. Объект — это очень широкое понятие, которое распространяется не только на конкретные предметы (рисовать картину, жарить мясо, красить забор, сжечь рукопись), но и на абстрактные понятия (чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость).

При переходных глаголах объект выражается прямым дополнением — формой вин. падежа без предлога: написать (что?) поэму, любить (кого?) друга.

Не является прямым дополнением вин. падеж без предлога, обозначающий определенный промежуток времени или пространства. В этом случае он обозначает меру действия, т. е. выступает в функции обстоятельства: сидел весь день, думал целый час, спал всю дорогу. Здесь нельзя задать обычные вопросы кого? что?, на которые отвечает прямое дополнение.

В двух случаях прямой объект выражается формой род. падежа:

1если действие охватывает не весь объект, а только часть его: съел хлеба, выпил молока;
2если при глаголе имеется отрицание: не пил молока, не ел хлеба, не читал газеты, не колол дров.

Переходные глаголы могут образовывать формы страдательного залога см.; большинство переходных глаголов образует форму страдательного причастия см..

К см. непереходным относятся все остальные глаголы (лежать, хотетьидтиспатьбелетьумыватьсявозвращаться и др.), в том числе глаголы, которые иногда называют см. косвенно-переходными, при которых тоже должно быть дополнение, но это дополнение выражается не вин. падежом без предлога, а другими падежами и предложно-падежными конструкциями (гордиться сыномиграть в футболдумать о будущем).

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения в форме вин. падежа и не отвечают на вопросы кого? что? Непереходные глаголы не имеют форм страдательного залога, не образуют страдательного причастия. Часть непереходных глаголов имеет морфологический показатель непереходности — постфикс -сясобиратьсяссориться (см. Возвратные глаголы).

В выражении значений переходности / непереходности могут также участвовать суффиксы и приставки. Непереходные глаголы от имен прилагательных образуются с помощью суффикса -е-. Он указывает на накопление субъектом каких-либо признаков: умн(ый) — умнеть (становиться умным), бел(ый) — белеть (становиться белым). Переходные глаголы от имен прилагательных имеют суффикс -и-: син(ий) — синить белье (делать синим), бел(ый) — белить потолок (делать белым) и т. п. Большинство глаголов этого типа соотносительны с непереходными глаголами с суффиксом -е-. Ср.: синеть (непереходный) — синить (переходный), белеть (непереходный) — белить (переходный), леденеть (непереходный) — леденить (переходный). По переходности / непереходности противопоставлены также члены пар: обессилеть (остаться без сил) — обессилить (лишить кого-либо сил), ослабеть (стать слабым) — ослабить (сделать кого-либо слабым), охладеть (к чему-либо самому) — охладить (кого-либо, чей-либо пыл) и т. п.

Граница между переходными и непереходными глаголами не абсолютна. Многозначные глаголы в разных значениях могут относиться то к переходным, то к непереходным. Напр., глагол писать является переходным в значении ‘создавать, сочинять художественное (литературное, живописное, музыкальное) или научное произведение’: писать рассказы, картину, оперу, диссертацию. Этот же глагол является непереходным в значении ‘уметь пользоваться письменной формой речи’: Мальчик уже пишет (т. е. умеет писать). Ср. также различие переходности / непереходности в примерах: Ребенок читает книгу (действие субъекта переходит на прямой объект). — Ребенок уже читает (субъект обладает определенными способностями).

Некоторые непереходные глаголы, присоединяя приставку, становятся переходными: ходить (непереходный) — переходить улицу, исходить весь город (переходные); плыть (непереходный) — переплыть реку (переходный); играть в футбол, в лотерею (непереходный) — выиграть матч, выиграть приз (переходные). Поэтому состав переходных глаголов активно пополняется за счет приставочных образований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий