Страницы

Страницы

понедельник, 14 октября 2019 г.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЗЕ БУНИНА

  1. Сравнив хронологическую и сюжетную последовательность событий рассказа «Легкое дыхание», сделайте вывод о сюжетно-композиционном строении новеллы. Запишите, процитировав, элементы сюжета, в которых обнаруживается завязка, кульминация и развязка основного конфликта.
  2. На какие две неравные части делится рассказ «Солнечный удар»? Чем это обусловлено? Что в первой части указывает на будущий основной конфликт второй части (процитируйте)? Что во второй части, в деталях внешней изобоазительности соответствует безмятежности  первой части?
  3. Сравните финалы рассказов. Как вы понимаете их смысл? Почему «смерть Оли Мещерской  пленила…» классную даму «новой мечтой»?
  4. Почему поручик не стал разыскивать город «прекрасной незнакомки»? Найдите подтверждение своей мысли в рассказе.
  5. Город незнакомки показался поручику «заповедным городом». Что в рассказах «Сны Чанга», «Братья», «Господин из Сан-Франциско» соответствует этому определению?
  6. «Проснись, проснись! – кричали в нем тысячи беззвучных голосов… Стряхни с себя обольщения.., сон этой краткой жизни…». Кто из героев Бунина следует этому зову? Ответ аргументируйте. Что мешало герою Л.Н. Толстого проснуться ото сна жизни?
  7. Раскройте смысл образа океана в рассказах Бунина.
Сравните финалы рассказов, входящих в трилогию БУНИНА.


Вопросы по рассказу Бунина «Цифры»
1.     — Расскажите, о чем повествуется в произведении И. А. Бунина «Цифры».
2.     — Какие персонажи действуют в этом рассказе? Кто они? (Мальчик Женя, его дядя-рассказчик, мама и бабушка.)
3.     — От чьего имени ведется повествование? (Взрослый герой-рассказчик — дядя мальчика, о жизни которого и повествует взрослый.)
4.     — Что вы можете сказать о его возрасте, об отношении к жизни и к маленькому герою произведения?
5.     — Кто является главным героем рассказа «Цифры»? Как вы об этом догадались? Как зовут этого героя?
6.     — Почему дядя мальчика не стал сразу «показывать цифры» племяннику? Каковы были причины переноса занятий «на завтра»?
7.     — К чему это привело?
8.     — Опишите сцену в столовой за вечерним чаем, приведшую к ссоре.
9.     — Как эта сцена характеризует мальчика? Нравится ли вам его поведение? Обоснуйте свой ответ.
10. — Почему взрослые, на ваш взгляд, не могли справиться с шалуном? Что, по-вашему, необходимо было сделать?
11. — Можете ли вы объяснить мотивы поведения мальчика? Дядя считал, что тот бегал, прыгал и кричал «от полноты жизни». Только ли от этого?
12. — Кто был зачинщиком ссоры? Почему его трудно простить взрослым?
13. — Почему взрослые постоянно перебарывают себя, стараясь не показать Жене, как они его любят, несмотря на его безобразное поведение? Правильно ли это?
14. — Правильно ли, с вашей точки зрения, вели себя взрослые? Помогает ли в человеческих взаимоотношениях «метод шантажа» (бабушка)? Шантаж (фр. chantage) — запугивание путем угрозы разглашения позорящих (действительных или сфабрикованных) сведений, расправы с близкими с целью вымогательства каких-либо выгод; преступление, состоящее из подобных действий.
15. — Как вы полагаете, почему мальчик Женя так страстно хотел научиться «писать цифры»? Зачем ему счет?
16. — Как характеризует ребенка такая жажда знаний?
17. — Почему взрослые не поняли Женю? Почему не загрузили, как вы говорите, занятиями вместо нравоучений? Порассуждайте на эту тему.
18. — Что помирило дядю и племянника и почему?
19. — Подумайте, какова главная мысль произведения, т. е. его идея? Для чего Бунин создал этот рассказ? Что он хотел объяснить своим читателям?

Комментариев нет:

Отправить комментарий