Страницы

Страницы

вторник, 26 февраля 2019 г.

Анализ текста про Буяна и пионера Витю

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)Накануне Витю предупредили, что завтра пионеры, члены кружка собаководов, будут передавать своих подросших, повзрослевших щенков пограничникам, чтобы четвероногие солдаты верой и правдой служили на благо Отечества. (2)Ему было и грустно, и радостно от этого. (3)Завтра его Буян уедет далеко-далеко, и Витя больше никогда не увидит его…
(4)Буян – это овчарка; она появилась у Вити в доме ещё слепым щенком. (5)А после того как пёс подрос, мальчик обучал его различным командам, холил, лелеял и просто любил всем сердцем. (6)Минула ночь. (7)Всё это утро Витя был молчалив и задумчив. (8)Отец и мать обменивались понимающими взглядами, но ни о чём не спрашивали сына. (9)В половине двенадцатого Витя надел на пса ошейник, прицепил Буяна к поводку и в последний раз повёл.
(10)Ровно в двенадцать на одной из площадей города открыли коротенький митинг. (11)Сказали, для чего все собрались сегодня, упомянули о значении и задачах служебного собаководства. (12)О том, как важно то, что школьники помогают пограничникам, воспитывая щенков и передавая их, когда те подрастут, на настоящую службу. (13)Всё это время пионеры и пограничники, будто застывшие, молча стояли двумя шеренгами, одна против другой, на расстоянии нескольких шагов. (14)Витя стоял как раз напротив того высокого пограничника, который приходил к ним домой
познакомиться с овчаркой, и неотступно думал о Буяне. (15)Он находил облегчение только в одном: не он один передаёт собаку, которую привык считать своей, на службу государству. (16)Не он первый и не он последний.
(17)Буян, конечно, не мог знать, что всё это значит, но инстинкт подсказывал ему: происходит что-то важное. (18)Он заметно нервничал, оттого то тесней приваливался к Вите, то порывался прыгать на него, то преданно давал лапу, хотя её никто не просил. (19)Витя старался незаметно успокоить собаку, а у самого сжималось сердце и комок подступал к горлу.
(20)Раздалась команда. (21)Пионеры подтянулись, пограничники сделали три шага вперёд, поводок Буяна очутился в руке того самого пограничника.
(22)Витя плохо видел, как после церемонии уводили Буяна, как тот всё оглядывался назад, а его вожатый осторожно подтаскивал за собой упирающуюся овчарку. (23)Мелькнул пушистый хвост, и Буян скрылся из глаз…
(24)По дороге домой в голове Вити пронеслась мысль: можно сбегать ночью в питомник, куда пока поместили всех переданных пионерами собак, и увести Буяна! (25)Витя очень живо представил себе эту сцену их встречи с псом, но тут же отверг. (26)Нет, не годится! (27)Что это он − совсем стал ненормальный?!
(28)Дома было пусто. (29)Мама предусмотрительно убрала подстилку Буяна. (30)На её месте стоял стул. (31)Витя отказался от ужина, быстро разделся, юркнул под одеяло и тут дал волю душившим его рыданиям, которые он мужественно сдерживал в себе на протяжении всего дня. (32)Но вскоре в душе мальчика поднялось какое-то новое для него чувство, чувство гордости и удовлетворения от сознания, что он сделал что-то очень хорошее и очень важное, и это чувство становилось всё сильнее. (33)Оно было подобно чувству матери, вырастившей достойного защитника родной страны. (34)Витя перестал плакать и подумал о том, что, наверное, Буяну будет совсем не плохо там, куда повезёт его тот пограничник. (35)Что собаку будут любить, как любил её сам Витя. (36)Потом он начал мечтать, какие подвиги совершит Буян на границе, и это окончательно утешило его. (37)С тем, в слезах, но успокоенный, крепко обняв подушку руками, он и уснул.
…(38)Прошло время. (39)Буян прекрасно освоил собачий «курс молодого бойца» и стал настоящим пограничником. (40)Именно там, на границе, раскрылись в полной мере все недюжинные способности умной овчарки. (41)Именно там Буян стал героем: он рисковал жизнью, спасал людей, охранял рубежи Родины. (42)И была во всём этом и Витина заслуга.


(по Б. С. Рябинину*)
*Борис Степанович Рябинин (1911–1990) – известный уральский писатель, сценарист, фотокорреспондент.
Источник текста: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та 13.05.2014 ва­ри­ант РУ00204.



ТЕМА

Рассказ о том, как Витя пережил день расставания с Буяном

ВОПРОС-ПРОБЛЕМА

Почему Вите было трудно в это день расставания с питомцем?
Что помогало Вите справится с собой, что мешало?
Какие чувства и желания боролись в Вите? Что всё-таки победило? Почему?

КОММЕНТАРИЙ

Члены клуба собаководов передают щенков пограничникам.
Холил, любил всем сердцем.
Витя находил облегчение только в одном: собака будет служить государству.

Витя старался успокоить Буяна, а у самого сжималось сердце и комок подступал к горлу.
Буян оглядывался, пограничник подтаскивал... Скрылся из глаз.

Дома было пусто. Юркнул под одеяло и дал волю рыданиям, которые сдерживал весь день.
Затем появилось новое чувство гордости. Мечты о будущем Буяна успокоили.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Понятно, что Рябинин считает, что Витя поступил правильно: он смог побороть личное чувство ради общего дела; государственное, общее важнее личных привязанностей и слез.
Витя гордится, что в том, что Буян охраняет рубежи Родины, есть и его заслуга, а Борис Степанович Рябинин гордится Витей и другими хорошим правильными мальчиками.

ПРОБЛЕМА

Теперь ясно, что автор ставит вопрос-проблему личного и общественного, или проблему чувства и долга, чувства и разума.

А привязанность, на которую ты обратил внимание и о которой интересно размышлял, - это, скорее, тема, так сказать, исходное для возникшего вопроса-конфликта, возникшей проблемы.

Кстати, в рассказе ясно видны все элементы сюжета: экспозиция - завязка - перипетии - кульминация - развязка.



Пояснение.

Примерный круг проблем:

1. Проблема личного и общественного, проблема личной жертвы ради общественного блага,

проблема отказа от личного в пользу общественного, 
проблема отказа от личного блага ради блага родной страны, 
проблема нравственного выбора между личным и общественным, проблема патриотизма. 

Что для человека важнее: личное благо или принесение пользы обществу? 
Нужно ли отказываться от личного в пользу общественного (государственного, Родины)? 
Как соотносится умение отказываться от личного блага ради пользы обществу (государству, Родине) и патриотизм? 
Как проявляется чувство патриотизма? 
Какие эмоции появляются у человека в душе, когда он приносит пользу государству (обществу, Родине)? 
В каком возрасте можно испытать патриотическое чувство?

2. Где может в полной мере раскрыться потенциал овчарки? 

Где (когда) собаки, чьи породы выводились для службы (для охраны), смогут принести наибольшую пользу людям.


Авторская позиция:

1. Иногда общественные интересы должны стоять выше личных, это одно из проявлений патриотизма (патриотического чувства). 
Когда человек приносит пользу государству (Родине), у него появляется чувство гордости и удовлетворения от осознания того, что он сделал что-то важное и нужное. 
Патриотическое чувство может проявиться не только у взрослого человека, но у подростка.

2. Овчарка должна служить, а не жить в домашних условиях. 
Именно на службе, при соответствующей подготовке, весь потенциал такой собаки раскроется и она принесёт наибольшую пользу людям.



первое впечатление: опять слишком много вопросов-проблем, ты в них запутался, а авторской позиции- нет.
Рассуждения интересные, но они не выстроены под определенный проблемный вопрос.
Примеры из текста не проблему раскрывают, а ход твоей мысли: привязался, поэтому хотел сбегать в питомник.
Нельзя подтверждать свои рассуждения примерами из текста.
Но можно и нужно подтверждать верность проблемы-вопроса, верность позиции автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий