Рассказ Михаила
Григорьевича Львовского - русского советского поэта-песенника, драматурга и
сценариста - о том, как школьнику Лёше Жильцову сначала никак не давалась
физика, потом, прочитав "Эволюцию физики" Эйнштейна, Лёша не только
всё понял, но и полюбил учиться, стал чувствовать радость от познавательной
деятельности. Вот про эту радость познания, радость от счастливых озарений,
радость от того, что непонятное становится понятным, и хочет рассказать
Львовский.
Физика не давалась Лёше
Жильцову, потому что он не мог представить, как движутся «электроны по
металлическому проводнику». А зубрить, не понимая, Лёша не хотел. Иван
Фёдорович, учитель физики, считал, что Ньютон из Жильцова всё равно не
получится, и высмеивал его, принимая Лёшино желание представить и понять за лень,
упрямство, нежелание учиться.
Пионервожатый Саша, узнав
о провале Жильцова на физике, дал книгу Эйнштейна. Так Лёша узнал, что, действительно,
«все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью
и нашим стремлением её понять», Леша ощутил, как всё становится «вдруг ясным и очень
увлекательным», а от собственных открытий ему даже иногда стало казаться, что «в
целом мире так здорово всё» понимает он один.
Конечно, «минуты
счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы», но только таким, которые
умеют самостоятельно, не по учебнику мыслить.
А когда спустя месяц Лёша
Жильцов на соревнованиях «первым среди всех учеников района перепаял схему
повреждённого сигнального устройства», пионервожатый Саша сказал: «Вот это физика. Я же говорил. Он мыслит». Так
заканчивается рассказ Львовского, главная мысль которого в том, что «на первый
взгляд непонятное и поэтому нудное», может стать «ясным и очень увлекательным»,
что «минуты счастливых озарений знакомы и ученикам средней школы».
Комментариев нет:
Отправить комментарий