Юрий Николаевич Тынянов – русский советский прозаик, драматург, сценарист, переводчик, литературовед и критик, представитель русского формализма – рассказывает о детстве Пушкина и поднимает несколько проблем, одну из которых можно сформулировать, например, так: «что необходимо маленькому человеку для обретения индивидуальности, или что интересовало маленького Пушкина?»
Отвечая на этот вопрос, Юрий Тынянов показывает, что, конечно, маленькому человеку и будущему гению необходима свобода. У маленького Пушкина было несколько возможностей почувствовать себя отдельным и свободным. Во-первых, холодность матери: «Мать уехала, расцеловав маленьких в щёки, а его – в голову». Во-вторых, полная свобода в кабинете отца: иногда отец не бывал в своем кабинете по нескольку дней, и маленький Пушкин научился распоряжаться в кабинете отца, как в захваченном вражеском лагере, он перечел много книг и вынес для себя много занимательного и мудрого, думаю, в этом отрывистом и быстром чтении будущего поэта Тынянов также обращает внимание на свободу и самостоятельность выбора.
Юрий Тынянов отмечает, что семилетнего Пушкина особенно занимали дед, темный предок будущего поэта, и Вольтер, шалун и мудрец, похожий, как и Пушкин, на обезьяну. Вероятно, автор хочет сказать, что маленький Пушкин рано осознал собственную индивидуальность, отличность от других детей и взрослых.
Также Тынянов отмечает, как проявлялась тяга маленького Пушкина к поэзии: «Он читал быстро, выбирая глазами концы стихов и кусая в совершенном самозабвении кончики смуглых пальцев», почти каждый день слушал народные песни в девичьей, а под вечер - сказки няни Арины: «Сказок она ему на ночь теперь не рассказывала, от сказок он долго не мог заснуть».
А еще Тынянов отмечает, что к семи годам маленький Пушкин изменился внешне: «исчезла медленная походка увальня; медленный и как бы всегда вопрошающий взгляд стал быстрым и живым», «ему ничего не стоило без усилия и разбега вспрыгнуть на стол, перескочить через кресло», «верно находил цель взглядом и мышцами всего тела».
Все эти внешние и внутренние изменения маленького человека (и будущего поэта тоже) произошли благодаря обретению собственного «я», благодаря свободе.
Позицию автора в вопросе о том, что создает личность маленького человек (и будущего гения тоже), можно сформулировать так: Юрий Тынянов считает, что необходима свобода. «Жизнь его теперь стала вдруг полна», «Александр наслаждался свободой», «А перед сном он смеялся от счастья» - так описывает плоды свободы для маленького Пушкина Тынянов. Думаю, и для любого другого маленького человека плоды свободы будут такими же.
Психологи называют описанные Тыняновым изменения кризисом семи лет. Думаю, можно сказать, что каждому человеку для обретения «самостоянья» (слово Пушкина) необходима свобода.
Пояснение.
Проблемы:
1. Проблема влияния словесности (литературы, фольклора) на становление личности. (Какое влияние оказывает словесность на формирование внутреннего мира человека?)
2. Проблема ограничения свободы ребёнка со стороны родителей. Проблема значимости свободы в жизни ребёнка. (Может ли родительское внимание ограничивать свободу ребёнка? Как отсутствие привычных ограничений может влиять на ребёнка?)
3. Проблема взросления. (Через какие этапы должен пройти взрослеющий человек?)
4. Проблема роли детства в жизни человека. (Каково значение детства в жизни человека?)
Позиция автора:
1. Словесность (литература, фольклор) открывает ребёнку огромный мир, формирует его мировоззрение.
2. Воспитывая ребёнка, родители могут неосознанно ограничивать его, поэтому отсутствие некоторых границ и запретов способно делать детей свободными и счастливыми.
3. Взросление невозможно без выхода из-под родительской опеки, без нарушения некоторых границ, мешающих человеку ощутить себя личностью.
4. Детство — значимый этап в жизни человека. Именно в детстве определяется характер человека, формируется круг его интересов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий