Страницы

Страницы

вторник, 27 декабря 2022 г.

О рассказе Леонида Андреева "Кусака"

Обратите внимание: Леонид  Андреев почти каждое сведение о собаке, жизнь которой описывает, заканчивает сравнением, тяжелым и жестоким: «От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она» или «Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми».

Обратите внимание, что, поселившись «под террасой пустой дачи», собака бескорыстно сторожила ее, и сквозь «злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость», как у дворовых собак, гордых и сильных «своею принадлежностью к дому», но таких же голодных (опять сравнение!)

Обратите внимание, что пьяный мужик всех любил и жалел и даже что-то бормотал про добрых людей. Но, вспомнив обиды, с тупой злобой ткнул сапогом, а, придя домой, побил жену

(как собаку) и изорвал подаренный ей платок. То есть Леонид Андреев никогда не забывает каждое событие или описание завершить картиной безграничной беспросветной всеобщей злобы, унижения, нищеты и тупости.

Обратите внимание, что в мире Леонида Андреева люди и собаки всегда готовы укусить, побить палками или камнями, унизить, лишить всякой надежды на лучшее. В первой части рассказа есть только два примера, выпадающих из общей картины злого мира: 1) В начале второго абзаца: «Только один раз ее пожалели и приласкали». 2) Последний абзац первой части рассказа: описывая сад, на который глядели черные окна пустой дачи, Леонид Андреев замечает, что иногда в этих окнах вспыхивал огонёк - «то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч». Может, сад – Эдем, а огонек – Вифлеемская звезда?

Обратите внимание, что пьяному хотелось все-таки кого-нибудь пожалеть, вместе поплакать о горькой жизни, разделить с кем-то свою безысходную боль, свое безрадостное существование. Как и Жучке (мужик назвал некрасивую собаку общим именем всех собак) хотелось подойти, чтобы ее пожалели и приласкали, то есть тоже разделить горе. Но это проявление сочувствия окончилось жестокостью и злобой: обида, желание отомстить, сорвать зло победили сочувствие и прощение. Зло победило Добро.

Обратите внимание, что «тихая дача» весной огласилась «грязным топотом людей». Понятно, что люди приехали на дачу и нарушили гармонию природы, что людской топот назван «грязным». потому что весной земля липнет к сапогам.  И все-таки этот эпитет «грязный топот людей» очень нужен автору как очередной приговор злому миру: мир людей, как и мир собак, грязный, нечистый, злой.

Обратите внимание, что в первом абзаце весна, надежда на обновление побеждают «грязный топот»: на дачу приехали опьяненные воздухом, теплом и светом (сравни с пьяным мужиком, который всех жалел).

Обратите внимание, что собака вцепилась в раздувавшийся подол платья девушки, которая радостно кружилась от счастья, от желания всех и всё обнять.

Обратите внимание, что с приездом людей собака сторожит не пустую дачу, а спящих людей, которые ночью беспомощны и не страшны. И постепенно дачники привыкли к сторожевому лаю собаки по ночам.

Обратите внимание, что тепло солнца, зелень травы и деревьев, хороший воздух и синева неба делали дачников добрее, хотя они и в городе были добрыми людьми.

Обратите внимание, что Леля, забыв обиду, всё-таки убедила себя и Кусаку, что любит. И собака поверила, но проявляла свою ответную любовь на ласки неумело, натужно, смешно («ей больно было от непривычной ласки, словно от удара», «у нее отняли ее непримиримую злобу»): люди думали, что Кусака играет, и удивлялись, что при чужих – быстро исчезает.

Обратите внимание, что, напоенная любовью солнца, расцелованная им до красноты, именно Леля оказывается способна дарить любовь. А в финале рассказа Кусака воет «ровно, настойчиво и безнадежно спокойно»: безрадостная безнадежная жизнь вернулась. Тому, «кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу».

Обратите внимание, что последние слова рассказа Леонида Андреева – «собака выла», то есть, по Андрееву, собака воет о желании вырваться из Тьмы к Свету, к Любви. А Человек?

В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" -- герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни"

Комментариев нет:

Отправить комментарий