Страницы

Страницы

вторник, 29 ноября 2022 г.

Вопросы главам I — II романа "Капитанская дочка"

Словарная работа с текстом "Капитанской дочки"

«Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в
 чехарду с дворовыми мальчишками»
Глава 1 Сержант гвардии

1. Внимательно прочитайте эпиграф к повести. Найдите его в тексте главы 1. Кто из героев его “озвучивает”? Выпишите реплику этого героя полностью.
2. Пользуясь примечаниями к повести, словарями (этимологическим и толковым), объясните следующие слова: премьер-майор, дядька, ментор, каналья, басурман. В каком значении они употребляются, кого характеризуют?
3. «Капитанская дочка» — "история, развитая в вымышленном повествовании".
А. В какое время (в чьё правление) происходит её действие?
Б. В какие годы (примерно) служил в гвардии Андрей Петрович Гринёв? (См. первые строки повести.)
4. Объясните выражения:
паче всякого чаяния,
семь бед, один ответ,
свычаи и обычаи,
бегать по девичьим,
потянет лямку да понюхает пороху,
чем Бог послал,
мадам, же ву при,
взашеи прогоню.
5. Что такое: 
пашпорт,
погребец с чайным прибором,
местечко,
кий?
6. Где находится Симбирск? Как этот город называется сейчас?
7. Как, по вашему мнению, произошло выражение “Ахти Господи”?
8. “Соскуча” — какая часть речи?

«Гей, добрый человек! –
закричал ему ямщик. –
Скажи, не знаешь ли,
где дорога?»
Глава 2 Вожатый

1. Выпишите из разговора хозяина постоялого двора и попутчика Гринёва все пословицы.
2. Кто такие: дорожный, вожатый? Что такое жило? Какие это части речи?
3. Перечитайте описание снежной бури выучите наизусть со слов “Ямщик поскакал” до слов “И скоро стали”.
4. Как вы понимаете выражения:зашёл к куме, да засел в тюрьме,
хомут не свой, погоняй не стой,
не твоя печаль,
держать в ежовых рукавицах.
5. Где находятся киргиз-кайсацкие степи? Как теперь называется река Яик?
6. Объясните значения слов: облучок, авось, сударь, армяк, целовальник, умёт, холоп.
7. Речь какого героя главы 2 передаётся Пушкиным особенно специфическим образом? Для чего это делается?

Вопросы по главе 1

  1. — Что мы узнаем о семействе Гриневых из первой главы?
  2. — Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение?
  3. — Что автор говорит о матушке Петра Гринева?
  4. — Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы.
  5. — Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе?
  6. — Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля.
  7. — Как Петр Гринев относится к своим родителям?
  8. — Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику?
  9. —От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик?
  10. — Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете.
  11. — Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске.
  12. — Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича.
  13. — Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры.
  14. — Перечитайте эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли.
  15. — Какое место из первой главы напоминает эпиграф?
  16. — Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге?
  17. — Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде?
  18. — Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ.
  19. — Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера?
  20. — Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит?
  21. — Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.

Вопросы по главе 2

Буран в степи

  1. — Перечитайте фрагмент второй главы, который принято называть «Буран в степи». Выделите композиционные части этого фрагмента:
    1. Предвестие бурана. 2. Описание бурана. 3. Встреча с вожатым. 4. Сон Гринева. 5. Прибытие на постоялый двор.
  2.  — Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы?
  3. — Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождают эти слова?
  4. — Как характеризует персонажей диалог ямщика и Гринева? Что потом думает о себе Гринев?
  5. — Опишите внезапно появившегося вожатого. Как вы думаете, что он делал в степи? Почему не скрылся до начала бурана?
  6. — Опишите само буйство метели, опираясь на текст произведения.
  7. — Почему ямщику неприятно вмешательство вожатого, его команды?
  8. — Почему чувства ямщика разделяет и Савельич? Что отталкивает Савельича в незнакомце? Обоснуйте свой ответ.
  9. — Как на все это реагирует вожатый? Трогают ли его чужие эмоции — ямщика, Савельича, даже Гринева?
  10. — Объясните, что нам дает описание местности в начале этого фрагмента и в конце?



Комментариев нет:

Отправить комментарий