А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Как есть люди, никогда не любившие, не испытавшие чувства любви, так существуют люди, не знающие чувства патриотизма. Видимо, всё-таки патриотизм тоже род или вид любви - "любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам".
Есть такая песня - "С чего начинается родина?" Там многое перечисляется: с картинки в букваре, с песни матери, с верных товарищей, с песни скворца, с заветной скамейки, с отцовской буденовки, с тропинки, дерева, поля. С сердечной привязанности, с сердечной тоски. Насколько я помню, песня заканчивается вопросом. Нет ответа на вопрос «как может проявляться чувство патриотизма».
Для кого-то, безусловно, патриотизм начинается с родной природы. Так, например, остро чувствует родную природу Лаврецкий, герой роман "Дворянское гнездо" Тургенева, возвращаясь на родину из Парижа, бродит по родовой усадьбе, вспоминает... А потом понимает, что здесь его корни, его дом. С природы начинается патриотизм и художника Берга, героя рассказа Паустовского "Акварельные краски". Кстати, именно художник Берг в начале рассказа искренне не понимал радости возвращения на родину, не испытывал любви к Родине.
Как и другие чувства, патриотизм доступен тому, у кого есть сердце. Говорят, кольнуло под сердцем, разбил сердце. Патриотизм может проявляться в слезах, в сердечном порыве, в растроганном сочувствии. Например, в фильме Балабанова "Брат2" главный герой Данила со слезами на глазах слушает стихотворение на детском утреннике: "это всё своё, родное... В поле каждый колосок".
Думаю, патриотизм может проявляться и как некое ощущение собственной причастности к общей судьбе, общей истории, общих предков... Я не о чувстве национального самосознания говорю, а о пронзительном чувстве правды, истинности происходящего: помню лет в шесть я лежал на траве, раскинув руки в полдень июльского дня, в разгар лета, на траве школьного стадиона, и вдруг вместе с детским счастьем абсолютной праздности ощутил, что подо мной, может, кости павших в войну и что дядя Вася, сосед, сидел в тюрьме, а он ведь хороший. И вот это чувство общей судьбы, чувство родины. Оно такое, невыразимое...
Или когда Василиса Егоровна, сокрушаясь, говорит Гриневу, что Швабрин смертоубивец, а ему, Гриневу не гоже, потому что прыжками да тычками от дурного человека не убережешься. Это тоже проявление патриотизма, как и присказка капитана Миронова, Ивана Кузьмича, - "слышь ты"…И Савельич, дядька Гринева, и все Мироновы, и Гриневы, и их бунтующие крестьяне, и "дикое барство" Троекурова, и Белкин с ключницей, и Ларина с наливками и брусничной водой, и вредная старуха из «Пиковой дамы» - словом, почти все герои Пушкина есть проявление его пушкинского патриотизма.
А бывает, как у Блока: любовь к Прекрасной даме оказывается в финале любовью к родине. И проявления этой любви оказываются почти всегда трагичными, как, например, некрасовская «Тройка» или блоковский «Коршун». Или лермонтовская «Родина»
А еще можно не любить, а гордиться… Можно гордиться своим отечеством. Можно гордиться просторами и огромной территорией. Также можно гордиться родной природой. Можно гордиться отечественной культурой, писателями и художниками, композиторами и собирателями произведений искусства.
Можно гордиться гражданскими свободами, огромными возможностями для карьеры и личного совершенствования. Можно гордиться заботой государства о детях и стариках, высоким уровнем жизни. Можно гордиться отсутствием нищеты, равными возможностями, низким уровнем смертности и преступности. Можно быть гордым за то, что слова не расходятся с делами, за высокий уровень образования, за высокие стипендии студентов, за внимание к молодым и одарённым.
Но такая гордость не имеют ничего общего с патриотизмом:
Твои мне песни ветровые
Как слезы первая любви,
- писал Блок
Родные картины иные: оплеванный, пол зацелованный оклад.
Чувство патриотизма, как любое настоящее чувство, правдиво. Любят не за что-то, а просто так, «непочему» и «незачто», и часто любят вопреки, как у Лермонтова, не рассудочно, а сердцем. Потому что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»
Любовь к родине не перестает, а значит, проявляется во всем, если она есть, и ни в чем, если ее нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий