Страницы

Страницы

вторник, 12 октября 2021 г.

Итоговое сочинение на тему "Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?"

 Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?

Конечно, бывает: помню, был такой мультфильм Хитрука – «История одного преступления». Вспомните, сколько раз вам мешали спать веселые соседи, ругающиеся муж и жена, протекающий кран, шум на улице, люди в метро и многое другое.

И вот герой притчи Хитрука терпел, терпел… да и жахнул по голове двух женщин, ставших последней каплей для нервного человека. Но преступление есть преступление.

А бывает и так, как в рассказах Шукшина, уголовного преступления нет (жена уберегла) и герой не виноват, (например, рассказ «Обида»), но ты видишь, как ужасно равнодушно общество, как преступно несправедлива толпа, как мучительна она для шукшинских чудиков, как калечит лучшее в человеке привычное наше «будь как все, не высовывайся».

Часто бывает и так (например, рассказ Шукшина «Критики»), что преступление преступника – ошибка, пьяная выходка, может, единственная за всю жизнь, - и человек оказывается в вытрезвителе: он преступник. Но читатель понимает, что и критики из одноименного рассказа, и Сашка Ермолаев из «Обиды» и другие шукшинские «чудики» - преступники не потому, что злые люди, а потому, что мучительно хотят жить по правде и с мыслью, просто жить, но для чего-то, зачем-то.

Так, другой герой Шукшина, Спирька Расторгуев, стал преступником по глупости, из удали, и вся жизнь его «скособочилась», дожил до 36 лет, а ни семьи, ни дома. И перед тем как выстрелить в себя Спирька вдруг понимает, собственная  жизнь опостылела,  показалась  чудовищно лишенной смысла. Всю жизнь Спирька стихийно старался быть «не как все», а перед смертью понял, единственно важное и нужное как раз то, что он презрительно-равнодушно отвергал – «мне до фени».

Вот и получается, по Шукшину, преступниками оказываются люди толпы, человек в плаще, например, из рассказа "Обида", для которых "общественное мненье" важнее правды, которые готовы оклеветать человека, даже избить только из чувства большинства, из обычного подхалимства перед силой толпы. Или, как сын деда из рассказа "Критики", готовы предать  отца, пойти против правды из-за пустого желания соблюсти приличия, не ударить в грязь лицом перед вежливыми городскими.

Герои Шукшина мучаются, или нелепо выглядят, чудят, или совершают преступления, потому что ищут смысла, правды, потому что им не «все равно». Конечно, общество не виновато, что они такие, но почему-то обществу, как правило, «всё равно».


Комментариев нет:

Отправить комментарий