Страницы

Страницы

вторник, 1 декабря 2020 г.

Поэзия. Учебник. Ответы на вопросы по первой главе.

 

Что такое поэзия

1.     Какая связь между выразительностью речи и способом ее записи?

 

В стихотворной строке слова приобретают особую выразительность из-за тесноты стихового ряда и взаимодействия строк (слов в строках) по вертикали Слова пропитывают друг друга смыслами, рождая новое, неожиданное.

 

Там, где кончается строка, мы волей-неволей делаем паузу, переводим дыхание — и с новой строки начинаем как будто заново. Место этого разрыва, сдвига требует усилия перехода — а участок речи между двумя разрывами, то есть строка, приобретает особую спаянность: слова в ней перекликаются друг с другом, лучше сказать: пропитывают друг друга, — даже если вроде бы между собой прямо не связаны. Эту особую «спаянность» поэтической речи по горизонтали, сближение слов друг с другом, при котором возникает новый смысл, впервые описал филолог Ю. Н. Тынянов как «тесноту стихового ряда».

Но и по вертикали поэтическая речь обогащается новыми связями. За строкой приходит следующая — и проверяется на соответствие предыдущей: по смыслу, по звуку, по объему. Пара строк может соединяться рифмой — и между рифмующимися словами возникает особое родство. В разных направлениях текст могут пронизывать звуковые повторы. Вообще стихом управляют повтор и соответствие — вместе с различием и варьированием: в рифмующихся словах мы ощущаем не только сходство звуков, но и их расхождение, очередная стихотворная строка вдруг оказывается заметно короче предыдущих — и приравненность к более длинным соседкам заставляет ее звучать куда весомей.

Таким образом, в стихах значение слова взаимодействует с его звучанием: звуковым и буквенным составом, длиной, местом ударения, расположением относительно паузы конца строки. Поэтому поэзия оказывается видом речи, в наибольшей степени связанным с неповторимыми свойствами того языка, на котором она пишется.

 

2.     Покажите, как управляет стихом повтор, как действует различие, варьирование.

 

Мы видим знакомое слово (повтор), которое выглядит иначе, мы обращаем внимание на это несоответствие нашим ожиданиям; рифмы и звукопись (повтор), упорядоченность по размеру и длине стиха (повтор) заставляет искать соответствия, тем весомей выглядят нарушения (варьирования).

 

Вообще стихом управляют повтор и соответствие — вместе с различием и варьированием: в рифмующихся словах мы ощущаем не только сходство звуков, но и их расхождение, очередная стихотворная строка вдруг оказывается заметно короче предыдущих — и приравненность к более длинным соседкам заставляет ее звучать куда весомей.

 

3.     Почему Бродский назвал поэта орудием языка? 

 

Потому что поэт как бы открывает новые возможности языка, используя то, что в языке уже есть.

 

Иосиф Бродский в Нобелевской речи говорит о поэте как орудии языка, выражающем то, что в языке уже есть, и то, что языку необходимо.

 

4.     Объясните, почему заложенные в поэтическом тексте смыслы потенциально безграничны?

 

Содержание (что) и форма (как) в стихах находятся в постоянном взаимодействии, открывая всё новые грани смысла.

 

Причина этого в том, что способ высказывания и предмет высказывания, «что» и «как», в поэзии находятся в постоянном взаимодействии — а значит, любой элемент текста, от входящих в его состав звуков, букв и знаков препинания до сложных идейных конструкций, может открывать все новые грани смысла.

 

5.     Почему непонимание поэтического текста продуктивно?

 

Поэзия противостоит упрощению, невозможно читать стихи, не перечитывая; каждое новое прочтение дает новое знание. Поэтому непонимание продуктивно: мы что-то знали о мире и человеке, а чтение поэтического текста заставило посмотреть иначе.

 

Непонимание поэтического текста продуктивно: поскольку стихотворение не столько дает ответы, сколько заставляет искать их, — оно открывает дорогу к пониманию > мира (во всей сложности образующих его взаимосвязей), человека (во всем многообразии его ощущений, переживаний, представлений) и языка (во всем богатстве его значений и выразительных средств). Поэзия, как и вообще искусство, производит непонимание из понимания (мы что-то знали о мире, но стихи заставляют нас посмотреть на это иначе) — и она же производит понимание из непонимания, обнаруживая и выстраивая новые смыслы и их пересечения.

6.     Что означает принцип остранения (термин придумал Шкловский)?

 

Мы не говорим стихами: в поэзии слово выглядит всегда необычно, этому же способствуют метафоры, сравнения, неологизмы, инверсия.

 

В поэзии особенно наглядно и эффективно работает фундаментальный для любого искусства принцип остранения (само это слово придумал Виктор Шкловский): предметы, явления, чувства, слова, к которым мы привыкли и не замечаем в них ничего необычного, предстают перед нами в неожиданном ракурсе — и мы видим их как будто в первый раз, воспринимая глубже и свежей. Неслучайно поэзия так охотно обращается к сравнению, к метафоре — но обращается не так, как бытовая речь. «Опрятней модного паркета / Блистает речка, льдом одета», — говорит Пушкин в «Евгении Онегине», и действенность этого сравнения в том, что оно необычно направлено: явление природы показано через явление культуры (в повседневной речи обычно наоборот). Спустя полтора столетия Алексей Парщиков усиливает эффект: «А что такое море? — это свалка велосипедных рулей» — остранение возникает благодаря тому, что не обозначено основание сравнения: чтобы увидеть в набегающих друг на друга волнах нагромождение велосипедных рулей, нужно включить воображение на полную мощность. С остранением связана и нередкая в стихах инверсия (необычный порядок слов в предложении), и открытость поэзии неологизмам и редкой лексике. Вообще стихотворная речь — остраняющая по своей природе: ведь люди не говорят стихами.

 

7.     В чем смысл модернистской революции в культуре?

 

Лучше всего это показывает строчка Пастернака: «Ты времени заложник у времени в плену».

Бодлер требовал запечатлевать настоящее время вместе с его сиюминутными приметами и подчеркивать в нем те смыслы, благодаря которым оно остается в вечности.

 

Во второй половине XIX века (в России чуть позже, в начале XX века) в культуре совершилась модернистская революция. Один из ее родоначальников, французский поэт Шарль Бодлер, требовал от искусства обостренного чувства современности — такого, которое позволяло бы запечатлевать настоящее время вместе с его сиюминутными приметами и подчеркивать в нем те смыслы, благодаря которым оно остается в вечности.

Такой взгляд на искусство, постепенно ставший общепринятым, привел к небывалому увеличению его сложности и разнообразия. Многое в новейшей поэзии остается непонятным читателю, так что порой он начинает подозревать, что все это — «поэзия для поэтов», которая обычному человеку не может быть доступна.

 

8.     Почему многое в новейшей поэзии остается непонятным читателю?

 

Обычному читателю не хватает знания поэзии прошлого: нужно представлять, чем современность отличается. Нужно тренировать вкус. Стихи могут казаться непонятными и бессмысленными, если не знать всего того, что им предшествовало и что вызвало их к жизни.

 

Такой взгляд на искусство, постепенно ставший общепринятым, привел к небывалому увеличению его сложности и разнообразия. Многое в новейшей поэзии остается непонятным читателю, так что порой он начинает подозревать, что все это — «поэзия для поэтов», которая обычному человеку не может быть доступна.

 

9.     Раскройте смысл сравнения чтения стихов с вкусной едой?

 

Поэт – повар, читатель – гурман: пробуя новые блюда (стихи), читатель тренирует вкус (учится понимать стихи)

 

10.  Кто требовал от искусства обостренного чувства современности?

 

Бодлер

 

11.  Что даёт обычному читателю способность искусства запечатлевать настоящее время вместе с его сиюминутными приметами и подчеркивать в нем те смыслы, благодаря которым оно остается в вечности?

 

Всякий человек стоит перед необходимостью лучше понять свое время.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий