Страницы

Страницы

суббота, 19 сентября 2020 г.

Как бы вопросы про "Человека в футляре"

Перечитал "Человека в футляре" и вот что заметил:

1. Обратите внимание, что Иван Иванович

жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом.

2. Обратите внимание, что

Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

3. Обратите внимание, что 

Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках.


4. Обратите внимание, что

между прочим говорили о том, что жена старосты, Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за  печью и только по ночам выходила на улицу (кстати, между прочим - не обособляется!).

 

5. Обратите внимание, учитель Буркин  говорит, что он не естественник.                                                       

Быть может, тут явление атавизма, возвращение к тому времени, когда предок человека не был еще общественным животным и жил одиноко в своей берлоге, а может быть, это просто одна из разновидностей человеческого характера, — кто знает? Я не естественник и не мое дело касаться подобных вопросов; я только хочу сказать, что такие люди, как Мавра, явление не редкое.

  А какой предмет он преподает в гимназии?

Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с черной бородой чуть не по пояс; и с ним вышли две собаки.
— Луна-то, луна! — сказал он, глядя вверх.

6. Обратите внимание, что Беликов умер 2 месяца назад:

месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ. Вы о нем слышали, конечно. 

7. Обратите внимание, как актуально: 

  • для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
  • И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь.
  • В какой-нибудь статье запрещалась плотская любовь, то это было для него ясно, определенно; запрещено — и баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный, что-то недосказанное и смутное.
  • ...или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло.
  • молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. 
  • И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова.
  • ...этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!
  • ...за последние десять — пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. 
  • ...вот подчинились же, терпели... То-то вот оно и есть.


8. Обратите внимание, что Беликов не шпионит: 

Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью.  

9. Обратите внимание, 

духовенство стеснялось при нем кушать скоромное и играть в карты. 

10. Обратите внимание, что стали

боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте...

11. Обратите внимание на речь:

— Много уж их нынче развелось!

Кто похоже говорит?


12.  Обратите внимание, как много беликовых вокруг:

— Очень уж шумят у нас в классах, — говорил он, как бы стараясь отыскать объяснения своему тяжелому чувству. — Ни на что не похоже. Помните, отчего тяжёлое чувство?

13. Обратите внимание, как говорит Варенька: 

она стала рассказывать ему с чувством и убедительно, что в Гадячском уезде у нее есть хутор, а на хуторе живет мамочка, и там такие груши, такие дыни, такие кабаки! У хохлов тыквы называются кабаками, а кабаки шинками, и варят у них борщ с красненькими и с синенькими «такой вкусный, такой вкусный, что просто — ужас!»
Приведите другие примеры речевой характеристики

14. Обратите внимание, Буркин говорит про идею женить Беликова:

все наши гимназические дамы ожили, даже похорошели, точно вдруг увидели цель жизни.

15. Обратите внимание, что Буркин говорит про женщин: 

возраст принять во внимание; тут уж перебирать некогда, выйдешь за кого угодно, даже за учителя греческого языка. И то сказать, для большинства наших барышень за кого ни выйти, лишь бы выйти.

16. Обратите внимание:

Варенька поет ему «Виют витры», или глядит на него задумчиво своими темными глазами, или вдруг зальется:— Ха-ха-ха!
С какими еще словами соотносится эта характеристика?


17. Обратите внимание, что все стали как дамы:

все мы поздравляли его, говорили с важными лицами разные пошлости, вроде того-де, что брак есть шаг серьезный. 
Откуда эта скрытая цитата?

18. Обратите внимание, что 

Варенька была недурна собой, интересна, она была дочь статского советника и имела хутор.
А что стало решающим в решении Беликова жениться?

19. Обратите внимание на брата: 

...поживу с вами еще немного и уеду к себе на хутор, и буду там раков ловить и хохлят учить. Уеду, а вы оставайтесь тут со своим Иудой, нехай вин лопне. Он даже название дал Беликову «глитай абож паук». 
Что это значит?

20. Обратите внимание, что

Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал.
Какой известный рассказ напоминает?

21. Обратите внимание на эти слова: 

Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?
Кто произносит эти слова и почему?

22. Обратите внимание на пейзаж: 

Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.
В каких ещё рассказах вы такое встречали?

Комментариев нет:

Отправить комментарий