Страницы

Страницы

пятница, 2 ноября 2018 г.

Про стихотворение Хлебникова


Про стихотворения Хлебникова см.:https://arzamas.academy/mag/351-hlebnikov
  • Здравствуйте. Недавно мы разбирали это стихотворение, но я так и не понял, о чём оно. Значение всех слов знаю. Объясните пожалуйста. (ред.)

  • Сейчас попробую.
    Это стихотворение Хлебникова (о его поэзии - в 11 классе).
    Чтобы понять, достаточно рассмотреть значение корней и словообразование.
    Зачин/начало/ фольклорный, как "не воспеть ли нам...": к СКАЗАТЬ прибавляется ЕНЬК.
    Получается, как БАЕНЬКИ.
    Дальше пренебрежительное, сниженно-обывательское БАРЫНЬКА-ЛЯГУШЕЧКА, ТОЛСТА, НИЗКА И В САРАФАНЕ (опять фольклорные краткие формы "толста, низка" и - неожижанно! - в сарафане.
    Дальше серьезно для этой барыньки-лягушечки И ДРУЖБУ ВЕЛА...С КНЯЗЬМИ. Здесь большевитый -это большой и знаменитый, топила, как белила, точило, т.е. от ТОПИТЬ/ТОПЬ.
    В последних четырех строчках ритм и смысл резко меняются: топила оказываются ЗЕРКАЛЬНЫМИ, а барынька-лягушечка - ДЕВОЙ ВЕТРЕНОЙ ВОДЫ, а вместо большевитой дружбы с сосновыми (сановные, столбовые?) князьми - легкие, едва заметные (ОБОЗНАЧИЛИ) следы, где она (ЛЯГУШЕЧКА) в качестве девы ветреной воды легко СТУПИЛА.
    Таким образом, начинаясь с новообразований в сфере фольклорной, стихотворение неожиданно заканчивается в сфере неясно-символической.

    Исследователь поэзии Хлебникова писал:
    Там, где Мандельштам впадает в ужас, а Блок — в отчаяние, а Маяковский — в ярость, а Пастернак — в восторг, а Ходасевич — в желчную издевку, а Цветаева — в апокалиптическое неистовство, а Ахматова — в царственный гнев, а Есенин — в мстительное ликование, — там Хлебников созерцает жизнь с каменным лицом, и только в уголке рта есть что-то… то ли джиокондовская улыбка, то ли складка боли… бесовский розыгрыш?.. божья шутка? (ред.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий